Вопрос: ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, являясь монополистом в сфере оказания услуг энергоснабжения, с июня 2009 года в принудительном порядке выставляет счета на оплату за пользованием электроэнергией в виде общедомовых нужд (ОДН). Считаю это очередным грубейшим нарушением прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг. Прошу помочь обосновать доводы для обращения в суд с точки зрения действующего законодательства.
Ответ: В суд идти не спешите. Но и соглашаться с таким положением вещей не стоит. Давайте попробуем сначала разобраться.
Действительно, где-то раньше, где-то позже в квитанциях на оплату электроэнергии, направляемых жильцам, стали появляться дополнительные суммы на оплату ОДН. Как поясняют сами жильцы, при обращении за разъяснениями в энергоснабжающую организацию специалисты дают комментарии о том, что этот платеж — разница между показаниями общедомового счётчика и суммарными показаниями всех квартирных счетчиков многоквартирного дома. Иными словами, оставшийся объём электроэнергии, который не входит в оплату жильцами, но учитывается по показаниям общедомового счетчика, распределяется
между собственниками квартир пропорционально показаниям квартирных приборов учёта. Законно ли это? Попытаемся разобраться.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг), коммунальные услуги предоставляются гражданам на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса и пунктов 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг, а исполнитель — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или
приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомо- вых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищностроительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В свою очередь, ресурсоснабжающая организация определена как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы. Согласно письму Минреги- онразвития РФ от 20.03.2007 №4989-СК/07, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку такого коммунального ресурса, как электрическая энергия, необходимого для предоставления коммунальной услуги
электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. Соответственно и бремя расходов за пользование электроэнергией на
ОДН с поставщиком электроэнергии — ресурсоснабжающей организацией, прежде всего, должна нести управляющая компания. Раньше так и было. Но позднее выбранные нами управляющие организации стали отказываться от заключения (пролонгации) договоров на возмещение затрат на ОДН и ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ стали выставлять счета гражданам.
При этом отметим, что ЭНЕРГОСНАБЖА- ЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, как ресурсоснабжающая организация, не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 входит электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Соответственно и начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ не вправе. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющие организации. А при нежелании последних идти на заключение договоров на возмещение затрат на ОДН, такие вопросы ЭНЕРГОСНАБЖАЮШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ и должна решать в суде, без обременения граждан дополнительными расходами. Однако с населения эти средства собрать проще, что сейчас и происходит. Кроме того, важно затронуть и вопрос о законности применения способа распределения затрат на ОДН пропорционально показаниям квартирных приборов учёта собственника жилого помещения. Необходимо отметить, что квартирные приборы учета электроэнергии, установленные в квартирах многоквартирных домов, не могут учитывать долю потребленной или расчетной электроэнергии ОДН каждой отдельной квартиры. И на сегодняшний день нет нормативно-правовых актов и догово
ров, заключенных с ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, на основании которых бы жильцы имели обязанность вносить незаконно начисленные энергомонополистом денежные поборы за ОДН.
В соответствии с п. 25 Приложения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2008 года №306: «Расход электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь — 7 кВт.ч в месяц на человека, в отношении лифтового оборудования — 7 кВт.ч в месяц на человека: для жилых зданий, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю».
А теперь рекомендуем сделать небольшие расчеты исходя из состава вашей семьи, заглянуть в свои квитанции и сравнить начисленные суммы с расчетными. Вам начислено больше? Не удивляйтесь. Просто ваша управляющая организация произвела расчет не исходя из количества проживающих (по 7 кВт.ч в месяц на человека), а распределила затраты на ОДН пропорционально показаниям квартирных приборов учёта собственника жилого помещения. И при этом, вам еще неведомо, каким образом были посчитаны все затраты на ОДН.
Если в вашем доме есть нежилые помещения, которые занимают организации — иные собственники или арендаторы, то можете быть уверены, что их расходы на электроэнергию далеко не всегда учитываются отдельными приборами учета. А значит их расходы, возможно, частично оплачиваете и вы.
Использованы материалы сайта http://www.bveb.by/smallbusiness-credit/overdraft/.