Центризбирком больше не намерен мириться ни с необоснованными снятиями кандидатов с выборов, ни с низкой явкой избирателей, ни с препятствиями для предвыборной агитации, а также будет пресекать «фальсификации итогов голосования».
Об этом заявил вчера глава ЦИКа Владимир Чуров, адресовав соответствующие претензии главам региональных избиркомов. Партийцы полагают, что глава ЦИКа с прежней несгибаемостью следует новым установкам Кремля.
Виктор Хамраев, Коммерсант
2013-10-25 09:56
Совещание в связи с 20-летием «современной избирательной системы России» Владимир Чуров открыл вполне торжественно. Он сообщил, что в стране «происходит много важных и хороших событий», и тут же некоторые из них перечислил. «Строятся города, спортивные сооружения, побеждают наши футбольные команды и другие сборные, выходят хорошие книги, спектакли, пополняются коллекции музеев»,— рассказывал господин Чуров. А потом сам и нарушил благостную атмосферу, строго предупредив всех, кто собирался выйти на трибуну, что не допустит «никаких самоотчетов о достижениях за последние четыре пятилетки» и будет лишать слова каждого, кто станет «цитировать Гомера, Сенеку, Карла Маркса, Аристотеля». Строгость свою он объяснил тем, что «заседание направлено на то, чтобы оценить недостатки и недоработки, наметить пути развития».
О них тут же заговорил начальник управления президента по внутренней политике Олег Морозов. Он предложил «не скрывать от самих себя, что до недавнего времени институт выборов стал постепенно терять доверие в глазах граждан». Поэтому сейчас «президент закладывает в развитие политической системы ее открытость, легитимность». В силу этого «такой инструмент политической борьбы, как снятие с выборов конкурирующего кандидата по надуманному предлогу, вчерашний день», заявил господин Морозов. Его мысль немедленно развил Владимир Чуров. Особое внимание он уделил партиям-новичкам, которые «допускают мелкие ошибки», из-за чего их кандидатов зачастую снимают с выборов. Чтобы исключить это, глава ЦИКа призвал коллег «активно взаимодействовать» с новичками. Когда в стране было всего семь партий (до 2012 года), ЦИК и его глава не проявляли такой заботы, и даже опытные партии не могли доказать в суде, что их кандидата сняли «по надуманному предлогу».
Беспокоит господина Чурова и рост числа «обоснованных и подтвержденных заявлений по поводу плохой работы облизбиркомов на выборах». Так, в Волгоградской области «из 58 обращений, поступивших в ЦИК, подтвердилось 45». Напомним, что в октябре 2009 года фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» бойкотировали заседания Госдумы, протестуя против действий избиркомов во время единого дня голосования. У оппозиции тогда не нашлось ни одного заявления, которое ЦИК счел бы обоснованным. И на их упрек «У вас совести нет», Чуров отвечал: «У вас жалобы нет». Предельно негативно глава ЦИКа высказался и о фальсификациях выборов, подчеркнув, что подобные факты по итогам прошедших 8 сентября выборов вскрыты в городе Шахты Ростовской области. Прежде ЦИК не придавал такого значения местным выборам, даже когда справоросс Олег Шеин держал голодовку в марте 2012 года в знак протеста против фальсификаций выборов мэра Астрахани.
Недоволен Чуров и низкой явкой избирателей, и отсутствием реальной предвыборной агитации, и тем, что избиркомы на местах дискредитировали открепительные удостоверения и досрочное голосование. В декабре 2011 года ни одна партия не смогла доказать ЦИКу, что открепительные удостоверения использовались для фальсификации итогов выборов в пользу «Единой России».
Опытные партийцы связывают перемены во взглядах господина Чурова с переменой настроений в Кремле. «Новая установка предполагает реальную конкуренцию, поэтому перемены можно считать позитивными»,— заявил «Ъ» завкафедрой права МФТИ, бывший член руководства СПС Борис Надеждин. «Они смягчают правила проведения выборов, но не делают ничего, чтобы заблокировать административный ресурс»,— считает член бюро партии «Яблоко» Галина Михалева. «Конкурентная борьба предполагает регулярную смену власти, смену элиты,— считает депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.— И пока этого в Росси хотя бы раз не произойдет, уповать на перемены в чьих-то установках бессмысленно».