19 ноября в Госдуме обсуждались законопроекты о пенсионной реформе. По этому вопросу выступил депутат Госдумы фракции КПРФ Н.В. Коломейцев.
Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2013-11-19 18:19
— Уважаемые коллеги!
Безусловно, рассмотрение трёх законов в упрощённом виде говорит о кроящихся подвохах. Почему? Потому что МРОТ, специальная оценка труда и пенсионная система могут быть стабилизатором социальной обстановки в обществе и резервными финансами для развития экономики, а могут подорвать окончательно доверие к власти.
Если посмотреть, что из себя представляют эти три закона, то о них всё написано в заключении комитета по социальной политике, рекомендую ознакомиться с этим документом всем депутатам.
А почему не надо принимать эти законопроекты? Поясню. В пояснительной записке написано: главная долгосрочная мера, которая решается этим законом — это снижение объёма трансферта федерального бюджета с 2,27 ВВП в 2015 году до 1,17 процента ВВП в 2030-м.
Второе решение, которое не мытьём, так катаньем решается — это увеличение пенсионного возраста, причём этот механизм подрывает веру в необходимость справедливо платить за своих работников. Почему?
Возьмём двух работников, один добросовестный человек, 35 лет отбарабанил, за него добросовестно платили выше среднего, но он по состоянию здоровья вынужден в 60 лет уйти на пенсию. А второй, хитромудрый человек, отработал 20 лет, потом взял, на 5 лет отказался от пенсии, он же не перетрудился раньше, во вредных условиях не работал, понимаете, и ему в 1,5 раза увеличивают пенсию, и в результате он, не перетрудившись во время работы, за пять лет зарабатывает пенсию больше, чем тот, который добросовестно трудился и всё платил. Это подорвёт (подчёркиваю) желание работодателей добросовестно платить, а будет стимулировать поиск альтернативных вариантов выплаты заработной платы.
Третье. Если вы посмотрите, то здесь лукаво говорили о специальной оценке пенсионного коэффициента. Дорогие вы мои, скажите, пожалуйста, и те, кто 20 лет отработал, и те, кто 15. Вы ведь обратите внимание, в чём подвох? Скажите, пожалуйста, какой из прогнозов Минэкономразвития хоть один раз исполнился? Отвечаю: никакой. А стоимость пенсионного коэффициента напрямую зависит от нескольких показателей, которые будут в этом самом прогнозе. Но, если в действующем законе сегодня возможна корреляция (пересчёт), то в этом законе ничего подобного нет.
Четвёртое. Закон опасен ещё и тем, что он фактически кастрирует так первый и второй список через уже принятый в первом чтении закон о спецоценке условий труда. И это тот фактор, который лишит мотивации работать во вредных условиях. Но этот фактор вообще умалчивается.
Из позитивных моментов. Может быть, хотя бы деофшоризация пенсионных выплат подтолкнёт к тому, чтобы неправомерно мотивируемые руководители госкомпаний, а я вам напомню, что пенсионные средства, в том числе в ВЭБе, в ВЭБе прибыль упала, а дивиденды увеличились в 2,5 раза, причём они многомиллионные выплаты и на пенсионные накопления они никак не влияют, потому что они нулевые.
Поэтому, с моей точки зрения, вообще, правильно было вносить параллельно законы по деофшоризации экономики, чтобы у нас на Кипре не сгорали деньги государственных компаний.
Кроме этого, многие не обратили внимание, но в этом законе есть два очень опасных положения. Это, во-первых, возможность территориального Пенсионного фонда проверять обоснованность начисления вам пенсии и приостанавливать выплату пенсий. С нашей точки зрения, в условиях обострения политической ситуации это в том числе может быть инструментом воздействия и на непарламентские партии. Поэтому, с нашей точки зрения, этого нельзя в законе допускать и необходимо эти все вопросы исправлять.
Кроме этого, обратите внимание, что заложено в законе. Мы дальше рассказываем о строительстве Таможенного союза, а на самом деле в формировании пенсионных прав будет использоваться только заработанное на территории РСФСР. Это тоже вопрос, с моей точки зрения, противоречит стратегическим установкам, которые проводит президент и правительство.
Точно так же, как и фактически будут ограничены конституционные права граждан, которые заработали свои пенсии, но по каким-то обстоятельствам, скажем, выехали в Белоруссию. Теперь им говорят: вы приезжайте, открывайте здесь счёт и храните деньги в банке. Смотрите, вертикально интегрированным компаниям не говорят, что вы только в российских банках счета свои держите, а пенсионерам предлагают.
С моей точки зрения, эти три закона нарушают 55-й статью части третьей Конституции. В случае их принятия мы обязательно обратимся в Конституционный Суд, поскольку будут ущемлены пенсионные права примерно 30 процентов граждан.
Поэтому я обращаюсь к коллегам независимо от фракционной принадлежности: нельзя принимать эти законы как вредные для страны.