Доктор исторических наук Сергей Васильцов высказался об основных направлениях глобальных общественных изменений и высказала свой прогноз о том, чего ждать от развития глобальных империалистических противоречий.
— Сегодня империализм борется за своё существование. И борется насмерть. Под ударами сильнейших приступов общего кризиса капитализма в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века он оказался буквально на краю гибели. Но Западу удалось поправить свои дела. Каким образом?
Проведя уникальную геополитическую авантюру — уничтожив и разграбив силами внутренней реакции СССР и страны социалистического содружества.
Быстрота умирания мирового капитализма оказалась явно переоценена. Опасность же империализма — сильно приуменьшена. Что и позволило Западу, высосавшему, как говорится, кровь в первую очередь из России, выскочить из-под ударов общего кризиса.
Он продлил своё относительно спокойное существование ещё почти на 30 лет.
Но в последние годы обстановка начала меняться. В итоге США оказались примерно там же, где они были три десятка лет назад, — в ожидании очередных конвульсий общего кризиса капитализма. По меркам истории это случилось внезапно. И это отчасти вогнало США в ступор.
— Не потому ли сами проявления этого кризиса выглядят сегодня во многом по-новому? Уместно напомнить как классики марксизма, заставшие наступление империалистической эпохи (я говорю о Ленине и Сталине), предупреждали, что общественные процессы идут теперь очень быстро. Сейчас характеристики индустриального общества всё быстрее начинают трансформироваться в закономерности даже не просто информационного общества. Оно явно теряет новизну. Очевидно, что оно является преддверием того общества, о котором много говорилось ещё в решениях КПСС, — общества, где, согласно предвидению Маркса, главной производительной силой становится наука.
Централизация промышленности сменяется её децентрализацией. Громадные «великие стройки» заменяются небольшими, но крайне эффективными предприятиями, работающими на базе микроэлектроники. Вместо процессов концентрации рабочей силы на предприятиях-гигантах приходят процессы деконцентрации.
Впрочем… Вполне может быть, заявил выступавший, что централизация производства и, соответственно, концентрация рабочей силы на самом деле не прекратились, а лишь принципиально видоизменились, перешли на иной, куда более высокий уровень. В частности, если в привычном нам индустриальном обществе происходила, так сказать, физическая концентрация рабочей силы — как рабочих рук, то теперь начинается концентрация созидательной, творческой, как ныне говорят, креативной мысли.
Территориально её носители могут быть сколь угодно сильно рассеяны, тогда как их интеллект — через посредство Интернета — наоборот, собран буквально «в кулак».
Тут, по мнению Васильцова, вновь уместно обратиться к Марксу: «Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание… превратилось в непосредственную производительную силу, и отсюда — показателем того, до какой степени условия самого общественного жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним».
Естественно, формирование этой новой социально-экономической реальности пока только начинается. Но уже сейчас ясно: непривычные явления в быстро меняющемся обществе не будут иссякать. Новое рождает новое, непривычное — непривычное…
В.И. Ленин, например, говорил об особого рода кризисах — кризисах «не одних только экономических», имеющих огромные размеры и сопровождающих всё развитие империализма. Именно такие особого вида кризисы мир и переживает в последние десятилетия.
Огромные социальные группы оказываются вдруг сидящими «между двух стульев». Их рабочие руки всё меньше кому-либо нужны, поскольку пригодны разве что для самых примитивных работ. Но и включиться в новые процессы они не в состоянии.
Отсюда — их зависание в социально-экономической неопределённости. То есть предсказанный классиками марксизма-ленинизма процесс загнивания капитализма, а тем более теперь империализма разворачивается в полную силу. Появляются обширные, уже глобальные, зоны маргинализации. Причём зоны интернационализированные, перешагивающие через границы.
Такие дегенеративные изменения в истории империализма известны. Некогда они породили фашизм. Сегодня это глобальные реальности нового типа. Их последствия чрезвычайно опасны. Недаром президент Трамп готов перетрясти всю экономику США, лишь бы дать именно американцам миллионы рабочих мест. А значит, и всемерно сузить ту самую зону общественного разложения, разрастающуюся и в США.
Уже Ленин говорил о том, что «главная социальная (не военная) опора буржуазии» — это «слой обуржуазившихся рабочих, или рабочей аристократии, вполне мещанских по образу жизни, по размерам заработков, по всему своему миросозерцанию». Сегодня же к ним прибавились (всё заметнее превосходя численно) и маргинальные, разлагающиеся слои населения, в том числе пришлого. Эти социальные новообразования практически ничего не создают, но активно потребляют сделанное чужими руками. Маргиналитет на нынешней стадии империализма делается чуть ли не ведущей социальной прослойкой.
Закачка в группу ведущих мировых держав инородных и инокультурных маргинальных масс провоцирует почти всеобщий — уже не столько экономический, а культурный, психологический, даже цивилизационный кризис.
Отсюда, быть может, и фактор президента Трампа. Он, как кажется, пытается спасти свою страну, развернув американский «корабль» в очень непривычную для империалистических кругов XX столетия сторону. Это можно сравнить с усилиями пассажира падающего воздушного шара, который для облегчения гондолы, торопясь, ищет то, что можно сбросить.
Его, Трампа, намерения похожи и на серьёзную подготовку к большой войне. Поскольку вывод производств за национальные рамки в случае такого конфликта грозит Америке опаснейшим отрывом от собственных заморских производственных баз. Под ударом оказались сами военно-стратегические позиции Штатов. Поскольку, скажем, неизбежная транспортировка в США из стран-производителей вооружений — преимущественно морем — ставит такие коммуникации под жесточайший удар противника. Опыт битв на море во время Первой и Второй мировых войн это доказывает куда как хорошо.
При том что расположенный на территории США их индустриальный «бэкграунд» гниёт и распадается. Достаточно указать на трагедию ещё недавно процветавших индустриальных центров (вроде Детройта), сделавшихся городами-призраками. Трудами империалистических сил Америка стала превращаться в собственные задворки.
Планируемыми шагами Трамп намерен не только покончить со всё большим хаосом плохо продуманной американской политики, но и собрать нацию воедино. Естественно, для реализации столь глобальных намёток потребуется не меньше десятилетия, а то и двух. Это и есть те более или менее вероятные сроки, что остались у России, чтобы подняться и навести порядок у себя дома. И в полной мере встать на ноги во всех областях экономики, науки и жизни. Надо быть готовыми к самому разному.
Сегодня над страной довлеет опаснейшее наследство эпохи «перестройки и реформ».
Сложнейшие времена минувшего века, 20—30-е годы, тоже были связаны с крахом вроде бы полного всевластия либералов. Которое так расшатывало национальные государства, толкая их к гибели, что те, пытаясь спастись, перерождались в мощные авторитарные режимы. Хотя и очень разной политической окраски…
Кризисы наших дней спровоцированы этими же силами, которые на сей раз пытаются предельно раскачать уже всю европейскую цивилизацию, а то и уничтожить её… Какова же будет отдача? Если говорить, что империализм способен, погибая, увлечь за собой всё человечество, то это, в свете таких процессов, не будет художественной метафорой.
Мы иногда говорим о социальной структуре окружающей нас российской действительности. На классический марксистский взгляд, по его мнению, она всё ещё сохраняет вид социального расплава с немногими островками уже сформировавшихся классовых структур. При этом, считает учёный, в глаза начинает бросаться одна из ключевых проблем формирующегося постиндустриального общества.
Речь об огромной, многомиллионной (а то и насчитывающей десятки миллионов человек) массе граждан, занятых латентным, постоянно сменяемым трудом. Точнее — непрерывной «подработкой».
Иногда этих «серых» работников на средневековый европейский лад называют фрилансерами — сиречь вольными копейщиками. Преимущественно это молодые люди в возрасте от 20 до 45 лет. Их орудие производства — компьютер. Главное в их психологии и мировосприятии — требование полной творческой и жизненной независимости.
Как в своё время В.И. Ленин выявил такие новые группы рабочих, как сельский, конторский и торговый пролетариат, так и сегодня, наверное, мы могли бы вычленить из очень пёстрой социальной массы фрилансеров новейшие группы трудящихся. Такова одна из исследовательских задач российской общественной науки на ближайшее будущее, заявил Васильцов.
Да, внешне такие очень индивидуализированные работники аполитичны. Однако внутренне, что хорошо доказывают грамотные соцопросы, нередко даже сверхполитизированы.
Именно из их среды зачастую вербуются — по тем же интернет-каналам — ударные силы «цветных» революций. Такие социальные слои довольно просто делаются той социальной и морально-политической массой, из которой можно «вылепить» социальную базу для почти любых общественно-политических движений.
С ними империализм уже сегодня начал заигрывать активнейшим образом.
Глобализации по-американски, которая была исследована Геннадием Андреевичем, во многом удалось видоизмениться. Сейчас она переходит на иной уровень, успев рассеять по миру семена новых потрясений, семена нового и неожиданного свойства. Разрушив устоявшиеся за века государственные структуры многих стран, особенно Ближневосточного региона и Северной Африки, и превратив в агрессивное маргинальное «варево» огромную часть их населения, Америка бросила такие деструктивные силы уже на Европу, распространив и на неё курс «управляемого хаоса».
Под угрозою, трудами этого «обновлённого» империализма оказалась сама европейская цивилизация. Всё идёт к высшей форме межимпериалистических противоречий — к фашизации Европы…
* По материалам выступления на «круглом столе» в «Правде» ученых-обществоведов «Ленинская теория империализма и современный мир».