На вопросы «Правды» отвечает народная артистка СССР Татьяна ДОРОНИНА.
В преддверии полуторавекового юбилея великого русского писателя редакция «Правды» обратилась к Татьяне Васильевне Дорониной, выдающемуся деятелю отечественной культуры, со следующими вопросами:
1. Что значит М. Горький для Вас и руководимого Вами коллектива?
2. В чём, на Ваш взгляд, актуальность его творчества и личности для нынешнего времени?
Публикуем ответы народной артистки СССР.
— ВЫ СПРАШИВАЕТЕ, что значит для меня русский писатель М. Горький, что значит это имя для коллектива, который я возглавляю. Вопрос существенный, и мой ответ на него очевиден: Алексей Максимович Горький значит для меня многое. Театр, которым я руковожу 30 лет, носит его имя — Московский Художественный академический театр имени М. Горького. И сложилось так потому, что основатель Художественного театра К.С. Станиславский считал: «Главным начинателем и создателем общественно-политической линии в нашем театре был А.М. Горький».
Это мнение определилось и утвердилось 17 сентября 1932 года (в ознаменование 40-летия литературной деятельности великого писателя) в Постановлении Президиума ЦИК СССР о присвоении Московскому Художественному академическому театру имени М. Горького.
В своё время именно под влиянием Художественного театра писатель обратился к драматургии. Сближение его с художественниками произошло в апреле 1900 года, когда труппа МХТ приехала в Крым, чтобы показать А. Чехову свои спектакли. Играли в театрах Севастополя и Ялты. А.М. Горький был в это время в Крыму и «буквально влюбился в Художественный театр».
«Художественный театр, — писал он позднее Чехову, — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и всё самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для него — преступление — ей-Богу!»
Когда в октябре 1987 года МХАТ им. М. Горького по решению Министерства культуры СССР получил статус самостоятельного театра, я была единогласно избрана художественным руководителем — директором МХАТ имени М. Горького. И первым спектаклем, который заявил о рождении театра, стал возобновлённый мною спектакль «На дне» по пьесе М. Горького. Сегодня я могу сказать, что все 30 лет работы МХАТ имени М. Горького обязательно имел в своём репертуаре «На дне», и мы сегодня играем созданный незабвенным мастером Валерием Беляковичем один из самых любимых зрителем спектакль нашего театра.
Мы переживали не раз сложные времена. Когда наступили глухие и мрачные 1990-е, заполучить здание МХАТ захотели и коммерсанты, которые желали превратить театр в эстрадно-зрелищное предприятие. И тогда МХАТ вступил в союз с коллективами, также носящими имя Горького. Это в первую очередь был Институт мировой литературы имени А.М. Горького, который возглавлял академик Ф.Ф. Кузнецов, это был Литературный институт имени А.М. Горького, в то время руководимый незабвенным С.Н. Есиным, большим другом нашего театра.
Мы выпустили в труднейшее время спектакль, оформленный великолепным художником В.Г. Серебровским, по пьесе М. Горького «Зыковы». Какие интеллектуально богатые были залы на этом спектакле! Горьковская драматургия покоряла зрителей высотой мысли и чувств. Жизнь спектакля «Зыковы» оборвалась вместе с жизнью исполнителя главной роли Антипы — великолепного артиста Валерия Закировича Гатаева.
Сегодня, в год 150-летия со дня рождения писателя, сцена МХАТ имени М. Горького полнится героями его пьес: «Васса Железнова» в постановке Бориса Щедрина, «На дне» — Валерия Беляковича, «Варвары» — премьерный спектакль работы Владимира Бейлиса, «Чудаки» — работа молодого режиссёра Александра Дмитриева.
Создатели спектаклей хорошо понимают, с какой высококлассной драматургией работают, какое нужное слово, какую высокую мудрость и знание жизни несут они людям, и поэтому не могут не быть благодарными писателю Максиму Горькому.
И второй вопрос, на который мне предложено ответить: об актуальности творчества и личности М. Горького для нынешнего времени. Здесь волей-неволей придётся погрузиться в будни нашей теперешней жизни, будни, удручающие своей неприглядностью. Писатель, не раз воспевший величие Человека, осветивший горизонты героических свершений его и умевший всегда отбросить и победить мрак угнетения личности человеческой, этот писатель сегодня смотрит на нас сквозь прищур мудреца и говорит, как герой великолепного артиста Бориса Андреева в кинокартине «Большая семья»: «Обмельчал ты, Алёшка!»
И это жестокая реальность жизни нашей! Обмельчал человек нынешний. Где же, скажи, друг мой, куда ушла свобода твоего духовного полёта? Почему не чувствуешь богатырский дух народа твоего?
Сегодня нельзя не признать: происходит падение духовного уровня русской культуры. Разве мог представить себе М. Горький, что поступательное развитие советского человека, его стремление к светлому будущему вдруг остановится и мы окажемся отброшенными назад, в дебри капитализма, с его неумолимыми законами волчьей стаи?!
Борьба за активное присутствие Горького в жизни театра не раз убеждала нас в действенности и благотворности его слова.
Когда в тёмные 90-е МХАТ сблизился с учёными Института мировой литературы имени А.М. Горького, выяснилось, что наука не стоит на месте: в научный оборот введены новые книги о жизни и творчестве писателя. Диапазон его интересов огромен, и мы со всей очевидностью понимаем: в конце жизни Горький пришёл к выводу, что новый век обозначил новую эпоху всемирной истории, которая будет в руках «более здорового духовно трудящегося человека с новыми требованиями ко всему порядку жизни общества».
Вот к этому, «более здоровому духовно трудящемуся человеку» сегодня должна повернуться возрождающаяся Россия. Общество должно найти в себе силы повернуться к жизни глубинной России, которую разглядел в своё время М. Горький. «В России возникает к жизни новая личность, ещё невиданная в истории», — писал он, обращаясь мысленно к будущему человечества.
Отвечая на вопрос редакции, в чём видится актуальность и незаурядность личности писателя Максима Горького, обратимся к свидетельству замечательного русского учёного, хорошо знавшего Горького, крупнейшего русского медика Н.Н. Бурденко: «Горький был величайшим гуманистом современности. Но он ненавидел всякое либерально-попустительское отношение к человеческим слабостям и несовершенствам, хотя, быть может, знал, как никто, подлинную скорбную цену человеческим порокам, несчастьям. Ведь он поднялся до вершин человеческой культуры, до непревзойдённых высот творческого мастерства с социального дна (не в фигуральном, а в буквальном смысле этого слова). Даже и в периоды гнева, неистовой ярости, глубоких психологических потрясений, сталкиваясь с наиболее звериными и жестокими человеческими страстями, Горький не переставал верить в человека. Его гнев, ярость, презрение питались неиссякаемой любовью к человечеству и человеку».
Такой Горький сегодня актуален как никогда! И книги его с нами! Много книг!
А значит, и вера его в Человека, и страсть, и любовь таланта его, в слове запечатлённая, — с нами!