Выступление от фракции КПРФ депутата Дениса Парфенова на пленарном заседании Госдумы 06 декабря 2018 года.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Только что мы с вами встретили очередную годовщину Сталинской конституции 1936 г. Впереди у нас 25-летие, четверть вековой юбилей, уже новой, современной Конституции 1993 года. У нас с вами есть отличный повод сравнить два документа и две эпохи, сделать выводы о том, в чём наше государство преуспело, а в чём не очень.
Что отличало сталинскую конституцию от прочих? Впервые в мировой практике в Основном Законе страны появились такие фундаментальные права как право на труд, отдых, бесплатное образование и здравоохранение. Очень жаль, что сегодня в угоду интересам бизнеса право на работу превратилось в право продать свою шкуру по минимальной цене, а образование и здравоохранение становятся всё более платными.
Гарантировала советская конституция и право на социальное обеспечение в старости и на случай болезни. Однако нынешний основной закон, к сожалению, не стал барьером для тех представителей власти, которые протащили так называемую пенсионную реформу, повысили возраст выхода на пенсию и тем самым безо всякого суда впаяли всем гражданам страны по 5 лет принудительных работ.
Именно сталинская конституция впервые в отечественной истории обеспечила проведение прямых, равных и всеобщих выборов. Сталин провозгласил поворот от запретов к снятию социальных и политических ограничений. И сколько бы недруги нашей страны не талдычили о последующих репрессиях, факт остаётся фактом: благодаря конституции был сделан значительный шаг вперед в развитии реальных политических свобод населения.
Подобным прорывом должны были бы стать выборы на основе нынешней конституции 1993 г., но, увы, этому не суждено было случиться. Реальность нашего времени состоит в том, что снова, как и в дореволюционной России, выборы превратились лишь в орудие для пребывания во власти одних и тех же людей, представителей интересов капитала. Там, где правит бал власть денег, выборы всё чаще становятся инструментом для манипулирования обществом, а не для его оздоровления. Наиболее вопиющим образом это проявилось совсем недавно – во время выборов в Приморье, когда произошла прямая фальсификация, откровенная уголовщина – обнажившая всю порочность действующей системы управления.
Очень интересна и история принятия двух конституций. Проект Конституции СССР был опубликован во всех газетах страны, передан по радио, издан отдельными брошюрами на 100 языках народов Советского Союза тиражом свыше 70 миллионов экземпляров. О размахе всенародного обсуждения проекта свидетельствуют и то, что он был обсуждён на 450 тысячах собраний и 160 тысячах пленумов Советов и их исполкомов, заседаний секций и депутатских групп; в этих собраниях приняли участие порядка 55% взрослого населения страны. В ходе обсуждения было внесено порядка двух миллионов предложений к проекту. То есть обсуждение не было формальным.
История разработки и принятия Сталинской Конституции резко отличается от того, как создавалась и принималась действующая сейчас Конституция РФ 1993 года. С её в общем-то наспех написанным текстом не были ознакомлены миллионы граждан. Она не была результатом творчества лишь внутренних сил страны. Во многом, действующая российская конституция вобрала в себя элементы французской и американской конституций. При этом, та же организация USAID, фактически являющаяся иностранным агентом, открыто пишет на своем сайте, что Агентство США по международному развитию финансировало помощь по разработке проектов российской Конституции, Гражданского и Налогового кодексов России.
Провозглашённый в Конституции России отказ от какой-либо идеологии на самом деле стал подспудным утверждением господства неолиберализма. Это подкрепляется ещё и тем, что в конституции прямо прописана возможность частной собственности на природные ресурсы. Особенно показательно в этом отношении то, что слово «частный» стоит перед словом «государственный»: как будто природные ресурсы в первую очередь должны быть именно частными. Что по факту и происходит – олигархия гонит народное достояние на мировые рынки, безудержно обогащается и не желает ни с кем делиться.
В конституции остаются не урегулированными некоторые важные вопросы, в частности статус Конституционного Собрания, о чем наша фракция неоднократно говорила. Много вопросов вызывают различия в правовом статусе субъектов Федерации.
Не малая часть записанных в основном законе прав граждан всё больше подавляется и ограничивается. Например, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Уже давно без положительного ответа на уведомление невозможно нормально провести публичное мероприятие, акции протеста всё чаще запрещают и разгоняют с помощью полиции.
Или взять хотя бы ч.3 ст.40 Конституции России, где сказано о том, что малоимущим нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату. Это положение по факту просто игнорируется, поэтому у нас миллионы бездомных или нуждающихся в улучшении жилищных условий семей. Перечислять проблемы можно очень долго.
И вот сейчас, в условиях нарождающегося политического кризиса, в общество всё активнее вбрасываются идеи о назревших изменениях конституции, о необходимости пересмотреть основной закон. Можем ли мы сейчас надеяться на то, что это делается исключительно из благих побуждений, и результатом готовящейся конституционной реформы станет торжество справедливости, порядка и народовластия. Увы, это было бы слишком наивно.
Скорее наоборот, стоит ожидать корректировок, которые будут решать исключительно прикладные задачи, вопросы удержания власти действующим руководством страны. Ведь во многом и принималась конституция, с такими широкими полномочиями Президента именно для того, чтобы дать Борису Ельцину почти неограниченную власть и продолжать разрушительные рыночные реформы, а по сути – разграбление страны.
Весьма вероятно, что теперь уже новые изменения могут попытаться свести к таким, которые помогут Владимиру Путину оставаться у власти сколь угодно долго. Стоит ожидать отмены ограничения на число президентских сроков, исполняемых одним и тем же лицом. Либо более сложной конструкции, когда президенту придётся снова пересесть в кресло председателя правительства, и конституция должна будет перераспределить полномочия в его пользу, легализовать его безграничную власть в новом качестве.
И тот и другой вариант будет говорить об огромных накопленных действующей системой управления ошибках и проблемах, решить которые изменением одной лишь конституции всё равно не удастся. Проблема не только и не столько в основном законе страны. Проблема в господстве рыночной экономики, необузданности власти олигархов, в самой сути капиталистического строя.
Реальное обеспечение прав человека невозможно при господстве частной собственности, невозможно при сохранении права у одного социального класса жить за счет другого. Создаваемые рынком проблемы, лишь усугубляются со временем: горстка сверхбогатых богатеет с каждым днём, а простой народ живет всё хуже. И бесконечно, так продолжаться не будет.
Компартия уже неоднократно предлагала, и будет предлагать, Госдуме законы, которые могут мирно и без потрясений повернуть развитие страны от постепенного разрушения к быстрому и устойчивому росту. Это и закон «О национализации», и закон «О планировании», и закон «О прогрессивном налоге», «О госмонополии на производство табачной и спиртоводочной продукции», «О валютном контроле» и многие другие. К сожалению, всё это отвергается.
В условиях, когда рейтинг действующего Президента продолжает размываться, когда «Единая Россия» всё больше теряет остатки авторитета, надеяться на спокойную политическую жизнь никому не приходится. В ближайшие полтора-два года, мы можем оказаться участниками интереснейших событий, результатом которых может стать возвращение красного знамени на это, и на многие другие здания.
Вот тогда мы и поговорим о полноценной конституционной реформе.