Отказ кандидата КПРФ на пост губернатора Санкт-Петербурга режиссёра Владимира Бортко продолжать борьбу за неделю до выборов 8 сентября вызвал волну комментариев в прессе, откликов политиков самых разных политических убеждений, как до прошедшего события, так и после него.
В вышедшем в среду, 18 сентября 2019 года, номере «Литературной газеты» известный публицист и политик Юрий Болдырев по этому поводу написал так: «… в Питере кандидат на пост губернатора от КПРФ известный режиссёр Владимир Бортко ведёт дело не просто ко второму туру, но и к весьма вероятной победе – что делать? Что сделали доподлинно неизвестно, но в результате факт: практический лидер гонки вдруг… снимает свою кандидатуру с выборов. После чего назначенец свыше Александр Беглов, ещё недавно один из руководителей правящей партии «Единая Россия», но вдруг так этого застеснявшийся, что даже публично прикинувшийся беспартийным, решительно «побеждает». Кого? Тех, кого, уж простите, и в микроскоп не видно и потому аналогично реальному конкуренту Бортко, отстранять от выборов не пришлось».
Отмечу, что как опытный политик и публицист Юрий Болдырев поступил очень грамотно, он не стал высказывать какие-либо предположения о том, как и каким образом Владимир Бортко в действительности пришёл к решению «сдать» КПРФ на губернаторских выборах в Городе трёх революций. Понятно же, что за оставшуюся неделю заменить его другим кандидатом от КПРФ было просто нереально. Юрий Болдырев очень осторожно написал, что «сделали доподлинно неизвестно», но в интернете не счесть высказываний блогеров и простых граждан по поводу «казуса режиссёра Бортко». Однако лично я поступлю так же, как и Юрий Юрьевич, не буду высказывать свои предположения на этот счёт, но не из чувства осторожности, а по другой, принципиальной причине: последую тому примеру, который в своё время подсказал нам, сегодняшним, Владимир Ильич Ленин.
В 1914 году, после начала Первой мировой войны, он написал статью «Мёртвый шовинизм и живой социализм (Как восстановить Интернационал)», в которой высказался по поводу перехода одного из лидеров и теоретиков германской социал-демократии Карла Каутского с позиций революционного марксизма к открытому социал-шовинизму. «Крах отдельных лиц не диковинка в эпохи великих всемирных переломов. Каутский, несмотря на свои громадные заслуги, никогда не принадлежал к тем, кто во время больших кризисов сразу занимал боевую марксистскую позицию». Так вот крах режиссёра не диковинка, он отнюдь не первый ренегат, и никакого смысла разбираться в том, что с ним произошло — нет. Я думаю, что со временем всё прояснится само по себе и станет ясно всем. Но кое-что полезное для партийной работы в «казусе режиссёра Бортко» всё же есть, и на это надо обратить внимание.
Во-первых. На особо важных для партии направлениях борьбы, во время избирательных кампаний, необходимо выдвигать уже проверенных в предыдущих испытаниях товарищей, подтвердивших свою «боевую марксистскую позицию», крепко соблюдающих партийную дисциплину.
Во-вторых. В воспитательной работе с кандидатами партии на всех предстоящих выборах вполне можно использовать некоторые доводы, которые в оправдание собственного дезертирства с поля электорального боя В. Бортко высказал в заявлении на пресс-конференции. Для краткости приведу их в некотором сокращении:
«Раз за разом правящая партия, а, скорее, группировка, стоящая у власти (иногда использующая бренд «Единая Россия», а иногда отказывающаяся от него) разыгрывает одну и ту же комбинацию. С помощью так называемого «административного ресурса», то есть, посредством административного давления и прямых фальсификаций «избирается» во власть заранее согласованный чиновник, а кандидату от главной оппозиционной партии, КПРФ, отводится роль безобидного «спарринг-партнёра» с гарантированным вторым местом.
Я не вижу смысла участвовать в этом спектакле и служить средством легитимизации заведомо незаконной власти, использующей формальные процедуры имитационных «выборов» при отсутствии настоящего выбора и настоящей альтернативы. Я не хочу делать вид, что были какие-то «выборы» и что у избирателей было право на выбор. Мы не согласны быть актёрами в массовке правящей группировки. Пусть нелегитимность нынешних властей станет очевидна, пусть даже видимости формальных демократических процедур не будет там, где на самом деле была и есть узурпация, неконституционный захват и удержание власти».
Тут надо остановиться, чтобы «разжевать» высказанное режиссёром. Да, действительно, власти отводят кандидатам КПРФ роль вечно вторых. Но режиссёр не замечает, что при этом они играют с огнём. По мере того, как у избирателей, у народа открываются глаза на происходящие в стране события: на рост нищеты, закрытие больниц, поликлиник, санаториев, где в Советские годы могли лечиться простые граждане, школ, бюджетных мест в высших учебных заведениях, — растут протесты и поддержка коммунистов.
Да, власти делают всё, чтобы сдержать растущий напор, но остановить его совсем они не могут. Да, нелегитимность их действий видна уже давно, но в первую очередь людям в политическом смысле развитым, что называется, подкованным. Но, к сожалению, простой народ всё же пока далёк от политики. Его ещё надо в этом смысле просвещать. Чтобы не говорил режиссёр Бортко, но провластные СМИ убеждают людей в том, что это «его фантазии», никто ему не мешал вести кампанию, он же сам снял себя с выборов, какие претензии властям?» И это действует. А вот когда политический боец партии, несмотря на все провокации против него, продолжает борьбу и разоблачает провокаторов, доверие к нему возрастает.
Хочу напомнить уроки губернаторских выборов в 2015 года в Иркутской области. Победил на них первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Георгиевич Левченко. К сведению всех нытиков отмечу: для него это были уже третьи выборы на должность. Конечно, свою роль в его победе сыграла командная работа всего партийного отделения. Конечно, сыграло свою роль и предложенная народу программа преобразований. Но свою большую роль сыграли и две провокации черносотенцев. Одна была направлена против самого Левченко. Во время утренней пробежки на него напали два отморозка, но он сумел от них отбиться. Под вторую провокацию Сергей Георгиевич попал вместе с Геннадием Андреевичем Зюгановым, который прилетел в Иркутск, чтобы поддержать товарища по партии. Для встречи с народом они пошли на рынок, а его хозяин закрыл перед ними двери, при этом как бы задержали всех покупателей. Одномоментное возмущение иркутян этим беспредельным хамством обнаглевшего барыги было очень велико. Всё это случилось накануне второго этапа выборов. По результатам первого, противник Левченко чуть-чуть недобрал до победы, на втором Cергей Георгиевич обошёл его на 16 процентов голосов.
Отсюда вывод: бороться надо до конца. Русский и другие народы России уважают и ценят стойких, волевых, мужественных людей, и всегда готовы их поддержать. А о таких, кем показал себя в прошедшей избирательной кампании режиссёр Бортко, песен не поют. В народе они вызывают скептические чувства. По этому поводу вспоминается эпиграмма поэта-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского на поэта Жуковского.
Из савана оделся он в ливрею,
На ленту променял лавровый свой венец,
Не подражая больше Грею,
С указкой втёрся во дворец –
И что же вышло наконец?
Пред знатными сгибая шею,
Он руку жмёт камер-лакею.
Бедный певец!