Правительство предлагает исключить из закона слово «чиновники» и просто увеличить штрафы.
На рассмотрение в Государственной думе внесен проект поправок в статью 5.61 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают штрафы для государственных и муниципальных служащих за оскорбление граждан. Авторами законопроекта выступили единороссы депутат ГД Александр Хинштейн и сенатор Андрей Турчак. Правда, поправки, которые призваны уравновесить ответственность за оскорбление власти гражданами, рискует сделать пропасть между истеблишментом и народом еще шире.
— На рассмотрение ГД внесен законопроект, предусматривающий штрафы до 150 тыс. рублей для государственных и муниципальных служащих за оскорбление граждан, — представляют поправки на сайте Госдумы.
Кажется, это не совсем так, или даже — совсем не так.
Дело в том, что эти поправки среди прочего предполагают расширение самого понятия оскорбления. В действующей редакции под оскорблением понимается «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме», Турчак и Хинштейн предлагают дополнить формулировку словами «и в иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме», а также добавить, что оскорбление может касаться и группы лиц. Кроме того, публичным предлагается считать в том числе и оскорбления, нанесенные в интернете, а не только через СМИ. Таким образом, шутки в интернете также могут караться штрафом.
Для повышения ответственности члены «Единой России» предлагают увеличить штрафы за оскорбления. Так, за публичное оскорбление, в том числе через интернет штрафы предлагается удвоить: для граждан с 3−5 тыс. рублей до 5−10 тыс. рублей, для должностных лиц с 30−50 тыс. рублей до 50−100 тыс. рублей, для юридических лиц со 100−150 тыс. рублей до 200−700 тыс. рублей.
А что насчет чиновников, спросите вы. Действительно, Турчак и Хинштейн предлагают ввести отдельную категорию нарушителей — лиц, замещающих должности государственных и муниципальных служащих. Их предлагается штрафовать за оскорбления в размере 50−100 тысяч рублей, либо дисквалифицировать на год, а также штрафовать на 100−150 тысяч рублей, либо дисквалифицировать на два года — за повторное совершение правонарушения.
Однако и здесь есть небольшая загвоздка.
Дело в том, что правительство в своем отзыве на законопроект указывает на невозможность выделить для чиновников отдельную категорию.
— Подход об установлении повышенных мер ответственности государственных гражданских и муниципальных служащих по сравнению с иными должностными лицами, выполняющими публично значимые функции, не соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (от 24 октября 2000 г. № 13-П, от 3 июня 2004 г. № 11-П), в соответствии с которыми устанавливаемые законодателем меры ответственности должны быть объективно оправданы, обоснованы и преследовать конституционно значимые цели с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства, — говорится в отзыве.
Также правительство считает дополнительную формулировку «или в иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность форме» избыточной.
Таким образом, правительство, которое поддерживает поправки только с учетом своих замечаний, лишило законопроект первоначального смысла. В случае его принятия с учетом всех замечаний он приведет лишь к увеличению штрафов за оскорбления.
Своим мнением о поправках Хинштейна-Турчака с «СП» поделилась руководитель аппарата фракции КПРФ в Государственной думе Нина Останина.
— Буквально месяц назад подобный закон о наказании чиновников за оскорбление граждан был внесен депутатами фракции КПРФ Алексеем Корниенко, Ольгой Алимовой и Верой Ганзя. Он был внесен в Государственную думу, но нашим депутатам было отказано в рассмотрении по той причине, что якобы данные нормы уже урегулированы существующими законодательными актами. В частности, отмечалось, что человек всегда может обратиться в суд.
Сегодняшняя инициатива, которая исходит от Хинштейна и Турчака, о наказании чиновников за оскорбление штрафами до 150 тысяч рублей — кстати коммунисты предлагали ввести для них штрафы в два раза больше — есть не что иное как пиар унтер-офицерских вдов.
Поручения президента по поддержке граждан, по словам самого же Путина, не исполняются чиновниками на местах, это заставляет «Единую Россию» имитировать какую-то деятельность. Более того, местные чиновники иногда даже бывают правы, когда в порыве раздражения предлагают людям «у Путина и спрашивать», потому что наверху одни заявления, а люди приходят и требуют действенных мер.
Именно это Турчак и Хинштейн сочли за оскорбление и предложили своеобразные вербальные маски для чиновников — чтобы они делали тоже самое, но более элегантно, а иначе платите 150 тысяч рублей, — считает Нина Останина.