Государство не помогало, но хотя бы не ставило палки в колеса предпринимателям. В таких условиях бизнес начал обрастать жирком. Со скрипом, но пережил кризис 1998 года. “На верху” это заметили и принялись сочинять свои правила игры на раздевание, где по определению проигравшим становится предприниматель. В стране началась налоговая реформа, плоды которой мы пожинаем до сих пор. Предприниматели гнулись, скрежетали зубами, но не ломались.

С двадцать восьмого марта текущего года страну ушли в режим «нерабочих дней». Надо сказать, что именно бизнес с первой минуты понимал всю серьезность и гибельность этой ситуации. Уже первого апреля, а я могу судить по Саратовской области, многосотенные очереди из предпринимателей выстроились у районных администраций за бумажкой, дающей право продолжать свою предпринимательскую деятельность. Подчеркиваю, предприниматели, привыкшие в этой системе рассчитывать только на себя, выстроились не за бесплатными путевками в санатории и дома отдыха, а за своим законным правом вести бизнес, продолжать свое дело. Уже в тот момент мы сумели удивить власть, которая трижды переносила сроки введения пропускного режима. Видимо сильны были в чиновных умах стереотипы президентского толка, что все мы торгаши и спекулянты, а за душой у каждого кубышка с «богатствами».

Я, как предприниматель с почти тридцатилетним стажем, всегда знала, а теперь и ощутила воочию, что власть никогда не понимала, да и не желала понимать, что представляет из себя бизнес-сообщество, эти микро-малыши и середнячки, что бизнес давным-давно интегрировался внутри себя, оброс связями, научился взаимодействовать, выстроил систему взаимопомощи, оптимальных цен, скидок и преференций. Мы научились жить, не рассчитывая на помощь государства, а руководствуясь принципом: не надо нам помогать, главное — не мешайте.

Работать разрешили, но не всем, кому-то пришлось с пеной у рта доказывать, что он является необходимым звеном цепочки, которая ведет к конечному потребителю, которому надо, как минимум питаться самому и кормить своих детей. Власть по-прежнему не понимала, что для того чтобы обеспечить население товарами первой необходимости что-то надо произвести, нужен транспорт и его обслуживание, логистика, связь, электроэнергия, бухгалтерия, в конце концов и многое-многое другое.
В середине апреля, я думаю, когда были пройдены первые «контрольные точки» сроков поступления в бюджет налогов и сборов, власти стало понятно, что как бы этого не хотелось, но бизнесу надо помогать, иначе рухнет все, что тем или иным образом зависело от «торгашей и спекулянтов».

Все выступления президента носили декларативный и популистский характер, но тем не менее послужили рождению Постановления Правительства: от 24 апреля 2020г. № 576 «Об утверждении правил предоставления а 2020 году из ФБ субсидий субъектам МСП, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», а Постановления от 03.04.2020г. № 434, от 18.04.2020г. № 540 определили эти самые особо пострадавшие отрасли. То есть: в условиях ухудшения ситуации весь предпринимательский класс был поделен на пострадавших и совсем не пострадавших, потому как никакого дифференцированного деления по уровню тяжести последствий или текущей ситуации нет. Это, простите, как в плену или оккупации — каждый третий будет расстрелян.

А теперь, в чем же суть и безнравственность «поддержки». Меры поддержки определяются двумя критериями: вхождением в реестр МСП (малого и среднего предпринимательства) и перечнем пострадавших отраслей. Вхождение в реестр МСП определяется численностью работников (до 15 человек — микро; до 100 — малое, от 101 до 200 – среднее) и объемом годовой выручки (до 120млн — микро; до 800млн –  малое; 2млрд — среднее), очевидно, что это огромное количество предприятий, по моей личной оценке — это минимум треть трудоспособного населения.

А вот перечень пострадавших отраслей резко уменьшает список «счастливчиков», это список выстроен на базе ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности). Каждая отрасль определяется классами (ХХ), подклассами (ХХ.Х), группами (ХХ.ХХ), подруппами (ХХ.ХХ.Х) и видами (ХХ.ХХ.ХХ). Думаю понятно, что от класса к виду количество пострадавших субъектов будет сжиматься как шагреневая кожа.

По моему мнению, коль речь в постановлении идет о пострадавших отраслях, так ограничьтесь перечислением классов! Но логика видимо была иной: а сколько мы средств можем потратить на поддержку, чтобы с одной стороны занять и отвлечь какую-то часть бизнеса оформлением и ожиданием, а с другой — не дать лишнего и лишним. Забегая вперед скажу — моя цифра: 15% от всего количества субъектов предпринимательства.

Как выстроен этот перечень «пострадавших отраслей»?

  1. То, что очевидно и отрицать в части «страданий» невозможно — туризм, культура, физкультура и спорт, гостиничный бизнес, общественное питание, бытовые услуги населению, тут под субсидию и другие меры попадают целые классы.
  2. Остальное — по принципу: «а сколько осталось денег?». В первую очередь, конечно, авиаперевозки и аэропортовая деятельность, а дальше, как в лото: что-то из розницы, стоматология из здравоохранения, музеи, кинотеатры и зоопарки. И собственно все.

Почему я утверждаю, что все умещается в 15%. Я веду свою предпринимательскую деятельность в области права и бухгалтерского учета (ОКВЭД 69). Порядка ста субъектов стоят у меня на обслуживании и только пятнадцать из них могут воспользоваться мерами поддержки государства, остальные восемьдесят пять получают дырку от бублика! Хотя ради справедливости следует сказать, что на всех распространяется пониженный тариф страховых взносов с сумм заработной платы, превышающих федеральный МРОТ. Это очень небольшие суммы потому, как среднеотраслевые уровни заработных плат — это как средняя температура по больнице.

Чем бы я хотела закончить. Государство нас, бизнес, не любит, не понимает чем и зачем мы занимаемся, видит в нас только источник дохода, но и совершенно справедливо боится. От непонимания и страха родилась такая нелепая пропорция: 15 на 85. Как поведут себя 85 процентов обделенных лаской? Наверное так же, как пенсионеры, семьи без детей и одинокие, здоровые и инвалиды, одним словом все те, кому в очередной раз не дали НИЧЕГО!

О. Лубкова, предприниматель,
депутат Собрания Пугачевского муниципального района