Пандемия коронавируса может заставить Москву пойти на «обнуление» по новому сценарию.
Бывший премьер-министр Дмитрий Медведев после изгнания из правительства сохранил необычайную живость. Почти еженедельно он оказывается ньюсмейкером с предложением очередной реформы. Вот и на сей раз Медведев захотел изменить Трудовой кодекс, чтобы отрегулировать нормы «нестандартной» занятости: удаленной, дистанционной, ненормированной работы.
Заодно экс-премьер предложил создать в каждом регионе межведомственные «трудовые комиссии», которые бы занимались разбором конфликтных ситуаций с увольнениями граждан. Непонятно, правда, что мешало этим Медведеву заняться, когда он возглавлял правительство. Стоит вспомнить, как после затеянной премьером пенсионной реформы десятки тысячи предпенсионеров оказались выкинуты работодателями на улицу, но правительство это волновало мало.
С чем связана такая необычайная медийная активность Медведева, какой не было даже в лучшие годы его премьерства? Этот вопрос «Свободная пресса» задала политологам.
Генеральный директор коммуникационного агентства «Actor» Дмитрий Еловский уверен, что экс-премьер таким способом пытается сохранить себя в системе публичной власти.
— Как премьер он был формально вторым человеком в стране, к нему было приковано внимание общества, он находился «в авторитете» автоматически, по факту должности. Сейчас у него осталась административно довольно непубличная должность — заместителя секретаря Совбеза и политическая должность лидера «Единой России», которая сама по себе не дает внимания общества и населения. В этих обеих позициях, чтобы сохранить медийный рейтинг, нужно постоянно генерировать информационные поводы.
«СП»: — Резонный вопрос: а зачем Медведеву сейчас высокий медийный рейтинг?
— Возможно, чтобы сохранить себя в системе власти. А может, он готовится к каким-то новым кадровым перестановкам. Мы это, скорее всего, поймем только постфактум, когда увидим эти перестановки.
«СП»: — Он остается в списке преемников?
— Я думаю, что как такого списка нет. Есть более сложный процесс, в котором элита пытается найти взаимоприемлемый вариант сосуществования в разных вариантах будущего. В том числе и в варианте, в котором нет Владимира Путина и кто-то должен его заменить. Медведев, наверное, устраивает Путина в этом варианте. Но не устраивает многих других.
«СП»: — Ну а как же народное волеизъявление?
— Население же при этом играет пассивную роль. Оно выбирает из предложенных вариантов, либо элита должна понять запрос населения на будущее, которое оно поддержит. У каждого своя роль…
Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков согласен с Еловским, что экс-премьер пытается всеми способами сохраниться в неформальном списке преемников-2024.
— Думаю, для Путина Медведев остается кандидатом в преемники № 1. Но у Медведева есть и конкуренты, в их числе тот же Сергей Собянин, Михаил Мишустин, более молодые губернаторы, тот же Алексей Дюмин, например.
В общем, несмотря на свой привилегированный статус, Медведеву нужно напоминать о себе, не пропадать из медиа-поля. Кроме того у него все еще идет борьба за «Единую Россию», которую он хочет оставить за собой, а не отдавать на откуп тому же секретарю Генсовета партии Андрею Турчаку.
«СП»: — Рейтинг Медведева, согласитесь, к концу его премьерства рухнул. И сейчас титанические усилия требуются, чтобы его восстановить.
— Вы правы, Медведеву нужно исправлять свой публичный рейтинг, который за годы премьерства и работы громоотводом Путина сошел на нет. Но вот чудо, уже после первых месяцев работы Мишустина, рейтинг Медведева начал выправляться, на 2−3% подрос.
То есть, на фоне падения рынка нефти, падения рубля и коронакризиса, Медведева действительно стали воспринимать как «премьера стабильности», эдакого Брежнева (еще можно вспомнить мем — «сонный Медведев»). Но этот сонный премьер как-то держал экономику, в глазах населения, а как ушел — все рухнуло.
«СП»: — Можно вспомнить и другой мем: Медведев «вовремя соскочил», как будто зная заранее и о коронавирусе, и о нефти.
— Действительно, тут важный момент для нашей страны, насколько политик или чиновник «фартовый», везет ли ему, как Путину, например? Медведеву явно везло, это был тандем двух везунчиков.
Сейчас, даже не вдаваясь в подробности, знало ли наше руководство о вирусе, готовилось ли к пандемии или это оказалось форс-мажором, очевидно, что ситуация используется для завершения трансфера власти.
«СП»: — Но разве его сценарий не очевиден?
— Еще вчера был очевиден сценарий с «обнулением Путина» (в котором Медведев, по-прежнему, сохранял позиции преемника № 1). Но с затягиванием карантина (и как следствие отмены голосования по поправкам в Конституцию, Единого дня голосования и т. д.), сценарий какого-то другого транзита вновь может стать актуальным.
Поэтому Медведеву важно удерживать инициативу, как по партии, так и по другим публичным проектам.
Антон Чаблин
https://svpressa.ru/politic/article/264481/