А на деле, четыре с половиной часа слушали и узнали, что все беды в нашей отечественной жизни – от коронавируса. Пришел «проклятый» и нарушил все планы на построение богатой России.
Как известно, первый вопрос задаёт тон всей пресс-конференции. Специально посмотрела на расстояние от Магадана до Владивостока. На машине 5046 км и преодолевать это расстояние, пусть и на самолёте, ради вопроса «Год был плохой или хороший?», который изначально настраивает спрашиваемого на жонглирование цифрами, означает скучное начало. Тут, кстати, отдать должное Путину, цифры он знает отменно. Но и без старого фокуса «вы не ругайтесь, это средние цифры, но зарплаты немного вырастут», не обошлось.
Было и явно программное заявление о том, что «РФ начинает слезать с нефтегазовой иглы» – «70% российского бюджета формируется не за счёт нефтегазовых доходов». Да, всё так, но ведь большинство россиян в собственном кармане эту разницу не замечают.
Второй вопрос виновник всех наших бед – ковид. Узнала, что в целом, Россия справилась. Но проблемы есть. Промышленность молодец – наладилась (ко второй волне правда), но вот логистика подкачала. Лекарства есть, их просто никак не довезут. «Проблем у нас море-океан», – говорит Путин, но по сравнению с другими странами российская система здравоохранения показала себя эффективной». Тут я чуть не упала – хорошо, что сидела. Люди неделями ждали «скорой», умирали на полу в больницах… Хороша эффективность.
Понравился комментарий в интернете политолога Татьяны Становой: «Путин просто светится от удовольствия и гордости от того, как Россия справилась с пандемией. Никаких признаков беспокойства или страха перед проблемами. Кроме того, это совершенно четко показывает, что и как докладывают Путину – в духе «все хорошо, прекрасная маркиза». Вот в чём разница – люди бояться заболеть, потому что знают какие проблемы в нашем здравоохранении, а президент молодец – не боится.
Если мерить важность вопросов мерой их поступления, то предстоящие выборы волнуют власть чрезвычайно. Вопрос о них шёл третьим. «Традиционные политические партии, надо отдать должное, – разные, подчас полярные точки зрения и даже острые дискуссии звучат в парламенте! И практически каждая из них выступает с патриотической точки зрения. Цель у всех традиционных партий одна: благополучие страны». Про все партии не скажу, но КПРФ точно за благополучие страны. Причём мы реалисты и понимаем, что для этого надо поменять систему и развернуть власть лицом к людям.
Первый социальный вопрос, требующий ручного вмешательства Президента, прозвучал по крайне волнующей многих теме: медики не получают надбавки за работу с ковидными больными. Много обращений от технического персонала, который тоже рискует жизнью, как врачи, но не получает надбавки: лифтеры, уборщицы. «Очень обидно за тех людей, которые работают на передовой борьбы с пандемией, но чувствуют несправедливость». Ответ Путина был резким: «Где деньги? Это меня тоже очень интересует. В регионах деньги для этих выплат есть». Интересно было бы измерить скорость бега губернаторов, у которых есть проблемы таких выплат. Скорее всего, побили все мыслимые рекорды.
Порадовал жёстким вопросом Александр Гамов из «Комсомольской правды». «Мне из регионов звонят и говорят, что жить ужасно сложно» из-за пандемии: рост обеднения и без того бедных людей, безработица, падение покупательской способности, рубль тоже падает, цены растут, смертность растет. Цены в принципе ползут вверх с сентября, августа. Почему об этом заговорили только в декабре? «Пока президент не грянет, министр не перекрестится». Есть программа у президента, правительства, которая бы помогла России в ближайшие недели?
В ответе снова прозвучала старая песня: «раньше было хуже, но мы справились». Пообещал через десять лет вдвое сократить бедность. Не программа ли это на СЛЕДУЮЩИЙ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СРОК? Снова вспомнили про эпидемию коронавируса – она виновата. Фраза Гамова «пока президент не грянет, министр не перекрестится» Путину, на мой взгляд, понравилась. Он поддержал игру, критикуя министра и немного правительство, за то, что не среагировали вовремя на рост цен.
Не обошлось, конечно, и без повторения старых обещаний: «надо создавать новые рабочие места, выводить экономику на новый уровень, развивать искусственный интеллект, цифровизацию, создавать современные производства. На это направлен комплекс мероприятий в рамках национальных проектов». Надо всё это. Конечно! Кто же спорит. Но где обещанные семь лет назад 25 миллионов новых рабочих мест?
Можно было бы и дальше разбирать каждый вопрос и каждый ответ президента Путина, но стоит ли? Этакая партия в пинг-понг, только вместо шарика вопросы. Что сказать, отбивал вопросы Путин достаточно ловко, но говорит ли это о его мастерстве или больше о том, что соперник напротив играл в поддавки?
В целом, заметно, что скучно становится. И вопросы задавать и ответы слушать. Нет уже драйва, нет энергии. Даже шуточек почти и не было. Программное выступление, коих мы слышали уже множество и мало, что из сказанного претворилось в жизнь. Нынешняя Россия – это страна, где раздают обещания. Когда-то мы победим бедность, когда-то будут новые рабочие места, когда-то экономика восстановится, когда-нибудь все будут счастливы. Лейтмотивом всего этого действа, основным посылом Путина, считаю фраз «мы белые и пушистые». Жаль только, что имелось ввиду, отношение к внешним «партнёрам», а не к собственным гражданам!
О.Н. Алимова,
депутат Госдумы ФС РФ,
первый секретарь саратовского обкома КПРФ