«Вашингтонский обком» пытается дезавуировать переговорщика Кремля.
Беглый экс-олигарх Михаил Ходорковский вошел в клинч с Анатолием Чубайсом — ныне спецпредставителем Владимира Путина по связям с международными организациями. Ходорковский в интервью Дмитрию Гордону заявил, что Чубайс в 1996 году просил у представителей российского бизнеса $ 2−3 млн. за организацию встречи с тогдашним президентом Борисом Ельциным.
Чубайс в ответ пояснил, что Ходорковский лжет: бизнесмены действительно встречались с президентом и передавали деньги, но не лично ему за встречу, а на предвыборную кампанию, которую Чубайс возглавлял.
По словам Ходорковского, бизнесмены не хотели запрета коммунистической партии, переноса выборов и чрезвычайного положения в стране, потому что понимали, что в этом случае получат «диктатуру силовиков» — то, что «получили в конечном итоге, но спустя 20 лет».
Сегодня в этой истории важны даже не факты 25-летней давности. Не исключено, что за участниками спора стоят вполне определенные силы, и эти силы вступили в противоборство.
Чубайс — в этом сходится большинство аналитиков — де-факто назначен Кремлем переговорщиком с Западом. Можно предположить, что активизация Ходорковского призвана дезавуировать Чубайса и переговоры сорвать.
Напомним, слегка подзабытый в России Ходорковский представляет в глазах части западного истеблишмента фигуру, которая все еще способна поставить шах Путину. Неслучайно в сентябре 2014 года Ходорковский заявил о готовности стать президентом РФ, «если это будет необходимо для преодоления кризиса». А в декабре 2015-го в ходе пресс-конференции, организованной в московском офисе «Открытой России» посредством телемоста из Лондона, заявил, что в России «революция неизбежна и необходима», и вопрос лишь в том, как «как сделать ее относительно мирной».
«Путин и его окружение должны дать обществу ответ за сделанное в независимом суде — в этом я вижу свою задачу», — подчеркнул тогда экс-глава ЮКОСа.
Что стоит за столкновением Чубайс-Ходорковский, чьи аргументы окажутся для Запада более весомыми?
— Здесь следует вспомнить историю «Семибанкирщины», которая расцвела после победы Ельцина на выборах 1996 года, и вспомнить залоговые аукционы 1995-го, в результате которых ряд коммерческих банков получил в собственность государственные пакеты ни за понюшку табаку, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — На этом фоне $ 2−3 млн. взятки Чубайсу — просто смешные деньги, о которых и говорить не стоит. Но сегодня об этих деньгах спорят два человека. Один из них — Ходорковский — пытался реализовать свои амбиции публично: поставить под контроль политическую систему через всевозможные связи с губернаторами, образовательные проекты, общественные движения. Второй участник спора — Чубайс — реализовал свои амбиции по теневой схеме.
Эффективнее оказался Чубайс. А проект Ходорковского по обеспечению собственных интересов провалился.
Но это — только одна сторона медали. Другая ее сторона — мы видим, что «вашингтонский обком» напрямую использует влияние Ходорковского.
«СП»: — Вы считаете, Ходорковский до сих пор обладает влиянием?
— Внутри России его влияние минимально. Если говорить о политическом весе, конечно, влияние Чубайса внутри страны значительно больше. Напомню, как летом 1998-го СМИ писали о Путине — «ФСБ возглавил чекист из команды Чубайса». Путина никогда не считали человеком из команды Ходорковского. Напротив, первого, кого образцово-показательно «зачистил» Владимир Владимирович, придя к власти, был как раз Михаил Борисович.
Однако в нашем случае речь идет о внешнем влиянии. И здесь Ходорковский и Чубайс пусть не равновелики, но потенциал Ходорковского тоже большой.
«СП»: — Из чего это следует?
— В интересах Ходорковского, с подачи его западных кураторов, активно действует европейская система правосудия, что в конечном итоге заставляет трепетать Российскую Федерацию. Напомню, в 2014 году, после десятилетнего разбирательства, международный арбитраж в Гааге вынес решение, которым признал действия российских властей при банкротстве ЮКОСа равносильными экспроприации инвестиций, в том числе иностранных, и присудил истцам компенсацию в $ 50,1 млрд.
Все это не просто так. По сути, вор украл у нас нашу собственность, и теперь требует компенсации за то, что у него отобрали украденное. Чтобы выступать с такими требованиями, нужно иметь очень хорошую опору на Западе.
«СП»: — История разбирательства Чубайса и Ходорковского получит продолжение?
— Мы имеем дело с подковерной схваткой, и решения по ней будут приниматься также под ковром, а не путем переругивания в СМИ.
Что до предмета спора — брал Чубайс деньги или не брал — советую вспомнить тот же 1996 год, дело о «коробке из-под ксерокса». Это когда двух членов предвыборного штаба Ельцина, в том числе помощника Чубайса, задержали при выносе из Дома правительства упаковки из-под пачек бумаги фирмы «Ксерокс» с 538 тысячами долларов наличными. Впоследствии этих двоих отпустили с миром.
На деле, 1996-й все явственнее актуализируется в нынешней повестке. Он оказался развилкой, после которой Россия ушла в тупик. Сегодня даже представителям элиты становится понятно, что победа Зюганова на президентских выборах-1996 была способна вывести РФ хотя бы на китайскую траекторию развития. А в области демократии — на вполне европейскую траекторию.
Но тогда шкурные интересы чубайсов и ходорковских — их жадность и эгоизм — привели к тому, что мы переживаем сегодня: к очередному тупику и вероятности очередного обрушения страны.