Выступление депутата Госдумы от КПРФ Михаила ЩАПОВА на пленарном заседании 19 октября при обсуждении исполнения федерального бюджета за 2020 год.
Отчёт об исполнении бюджета за 2020 год — это хорошая возможность проанализировать работу органов исполнительной власти в кризисной ситуации. Также это возможность подвести итоги 10 лет исполнения федерального и консолидированного бюджета.
Итак, что мы видим? Мы видим вполне объяснимый дефицит бюджета в 4 триллиона рублей. Кризис, пандемия и как следствие — незапланированные расходы. Но при этом совершенно необъяснимый рост Фонда национального благосостояния за год с 7 триллионов до 13 триллионов рублей. При этом деньги на погашение дефицита брали за счёт увеличения госдолга на 5 триллионов рублей. В итоге на конец года госдолг превысил доходы бюджета: 19 триллионов против 18 триллионов. Никакой логике такие результаты бюджетной политики не поддаются.
Мы так и не услышали от правительства понятного и прямого объяснения, зачем в кризис накапливать долги и резервы одновременно. Было много слов про макроэкономику, но простого честного ответа нет. Нам раньше говорили, что Фонд национального благосостояния — это резерв на случай кризиса на «чёрный день» и просто так раздавать его нельзя.
И вот «чёрный день» настал. За 2020 год мы потеряли более двух сотен тысяч предприятий, сотни тысяч человек лишились работы, миллионы откатились за черту бедности, объём долгов населения по кредитам достиг 20 триллионов рублей, 10 процентов всех доходов населения уходит на выплаты по кредитам. За 9 месяцев 2021 года число банкротств граждан и индивидуальных предпринимателей увеличилось почти в два раза по сравнению с предыдущим периодом.
Система здравоохранения, несмотря на срочные вливания средств, находится в непрерывном коллапсе. В ковидных госпиталях, даже спустя полтора года после начала эпидемии, не хватает средств индивидуальной защиты, спецодежды, кислородных концентраторов и другого оборудования, бутилированной воды для пациентов — и то не хватает. Избыточная смертность по итогам этих полутора лет почти 600 тысяч человек.
Какие ещё признаки того, что наступил «чёрный день», нам нужны? Но правительство не замечает той катастрофы, которая царит в стране, и продолжает снова изымать деньги в ФНБ, наращивать долги, сокращать расходы на здравоохранение и социальную сферу. С таким подходом мы в корне не согласны.
Если отойти от стратегических вопросов, то мы видим, что исполнение бюджета также выявило массу проблем и противоречий.
Средства на здравоохранение. Да, они выросли в консолидированном бюджете по сравнению с 2019 годом более чем на 1 триллион. Расходы федерального бюджета при этом выросли в два раза, но возникает вопрос. Мы долгие годы говорим о том, что сфера здравоохранения недофинансирована. Мы требуем довести расходы на эту отрасль минимум до 7 процентов ВВП. Но нам постоянно отвечают, что денег в бюджете мало, да и тех, что заложены, достаточно.
И вот наступил 2020 год, и оказалось, что, нет, текущих расходов недостаточно. Выяснилось, что система здравоохранения просто не готова к вызовам нового времени. В период, когда её оптимизировали, нам просто повезло, что не случилось крупной эпидемии. Это было время затишья. Но везение закончилось, и вся система здравоохранения оказалась в коллапсе. И тут же деньги нашлись.
Получается, что всё это время средства были и необходимость была: 2020 год всё это продемонстрировал. Просто наши чиновники живут по принципу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Нужно было, чтобы начали умирать по 300—400, а сейчас по 1000 человек в день, дабы на очевидную проблему, о которой наша фракция твердит годами, наконец-то, нашлись средства.
Ещё одно направление — расходы на объекты капитального строительства. Больше одного триллиона средств не освоено. Причина — некачественно подготовленная проектно-сметная документация, несоблюдение процедур и так далее.
Для понимания: 1 триллион рублей — это сумма, которая позволит целый год платить врачам удвоенную зарплату, а мы её уже третий год гоняем из бюджета в бюджет, потому что чиновники не могут вовремя подготовить документы.
Два года назад в этом зале мы просили Антона Германовича (министра финансов Силуанова А.Г. — Ред.) представить списки из конкретных имён и фамилий тех чиновников, которые ответственны за этот неистраченный триллион. Списка нет, ответственных нет, а значит, эта проблема никуда не денется.
Расходы на образование. Да, в прошлом году в федеральном бюджете их доля незначительно увеличилась. Если посмотреть консолидированный бюджет, то за 10 лет сумма выросла в два раза — до четырёх триллионов рублей, что с учётом инфляции далеко не такой уж и хороший результат.
Но мы видим, что в прошлом году система образования оказалась совершенно не готова к стремительно меняющейся ситуации. Дистант фактически парализовал учебный процесс во многих городах и посёлках.
При этом федеральный бюджет должен был взять на себя ведущую роль в быстрой адаптации системы образования. Нужно было значительно увеличить расходы, тем более что потребности были и запрос от граждан тоже. В многодетных семьях не хватало гаджетов для дистанционного обучения, можно было их закупать за бюджетные средства, но этого сделано не было. Наверняка в будущем мы увидим последствия этих непринятых решений на показателях учеников.
Но перед нашей страной стоят более глобальные вызовы в образовании, и мы видим, что наша система в данный момент не в состоянии на них отвечать. Мы считали и продолжаем считать, что необходимо полностью реформировать систему образования и, что крайне важно, увеличить финансирование минимум в два раза, доведя его до 7 процентов от ВВП.
Наконец, вопросы региональной политики и межбюджетных отношений. Мы видим, что регионы нищают, никакого экономического развития там нет, больше половины бюджетов субъектов Федерации в 2020 году были исполнены с дефицитом, при этом доходы более трети субъектов Федерации больше чем на 40 процентов сформированы за счёт дотаций из федерального бюджета, у 13 регионов эта доля составляет свыше 60 процентов. Совокупный госдолг регионов только за 2020 год вырос с 2 до 2,5 триллиона рублей. Регионы не справляются не то чтобы с программами развития (там давно уже нет никакого развития), но даже с текущими расходами.
Программы по замене коммерческих кредитов на бюджетные не работают по той простой причине, что неважно, кому ты должен — государству или банку: если ты не развиваешься, то этот долг тебе в любом случае нечем отдавать. Чтобы развиваться, субъектам Федерации нужны свои доходы. Но последние 10 лет федеральный центр методично их забирает и продолжает забирать сейчас.
Доля доходов, оставляемых в бюджетах регионов, уже сократилась с 60 до 45 процентов и продолжает падать. Можно сколько угодно давать им трансферты на сбалансированность или инфраструктурные кредиты, главного это не изменит — у регионов нет и не будет стимулов развиваться и усиливать свою экономику.
Из всего этого мы делаем вывод: бюджет 2020 года нельзя считать оптимальным. И не надо списывать ошибки на пандемию, они носят системный характер и загоняют нашу страну всё глубже в кризис безо всякой пандемии. Мы не видим ни одной причины, почему нужно поставить хотя бы удовлетворительную оценку работе правительства по итогам исполнения федерального бюджета за 2020 года.