Речь о суррогатном материнстве. Это порождение капитализма считается атрибутом стран третьего мира. Россия, похоже, среди них стала лидером, превратившись за последние десятилетия в центр репродуктивного туризма.
В РФ едут покупатели детей, выношенных россиянками, из европейских стран, из Китая. Едут, не задумываясь ни о моральной стороне сделок, ни о нравственном состоянии женщин, которых используют, как инкубатор, в интересах бездетных родителей и так называемого «детского» бизнеса. Его оборот уже превышает 2 млрд. евро. Незначительная часть дохода достаётся женщинам, согласившимся родить коммерческого ребёнка. А идут они на это вынужденно, ради денег, чтобы свою семью поддержать, своих, рождённых в семье, детей прокормить. Пример: в Волгограде многодетная семья — трое детей, муж, лишившийся работы, подписывает договор на суррогатное материнство жены, чтобы получить средства и поддержать семью.
Обнищание, безработица, неустроенность толкают российских женщин на поступок, противоречащий их природе. Им бывает трудно свыкнуться с мыслью, что выношенный и рождённый ребёнок – чужой. Суррогатные мамы страдают, нередко плачут, отдавая детей заказчикам. А потом не могут забыть личика родненьких крох, переживают, где они, что с ними.
И беспокойства эти не напрасны. Не у всех детей судьба складывается благополучно. Некоторые попадают в однополые семьи и будущность их безрадостна, а бывает, что малыши становятся донорами здоровых органов… Совершаются и подлоги иностранцами при оформлении прав на детей, которые не их генетически.
«Известна масса подобных примеров, на этот счёт возбуждены уголовные дела», — отмечал думский вице-спикер, единоросс Пётр Толстой.
Но, в целом в стране не ведётся статистика, связанная с суррогатным материнством. Называется цифра, что за рубеж вывезено 45 тыс. детей, рождённых россиянками. А сколько совершено против них преступлений, — неизвестно. «Такова специфика этого большого, в основном, теневого, бизнеса. В нём участвуют общественные организации, врачебное сообщество, чиновники, в том числе работающие в органах исполнительной власти, ни для кого это не секрет», описывали ситуацию выступавшие депутаты.
Толстой утверждал, что данное «явление, когда рождённого русской суррогатной мамой ребёнка покупают иностранцы в буквальном смысле за деньги и вывозят за границу, — одна из частей того наследия, той вот нашей интеграции в западные нормы и правила, которые на протяжении 30 лет мы исповедовали. Хочется от этого избавиться».
В качестве такого избавления Госдума приняла (за – 378, против — 0) закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», запрещающий россиянкам рожать детей иностранцам. Услугами суррогатных матерей на территории РФ теперь могут воспользоваться только россияне. И каждый рождённый в РФ ребёнок — гражданин России. Так гласит принятый закон.
Его цель так сформулировали разработчики:
«Документ направлен, как бы дико это ни звучало, на пресечение продажи детей за рубеж и на то, чтобы сделать этот теневой сектор прозрачным и понятным. Но, принятый закон никоим образом не касается прав наших российских граждан. Доступ к услугам суррогатного материнства является беспрепятственным и свободным для россиян, никоим образом не ограничиваются желающие обратиться к этому институту…».
Коммунисты, хоть и поддержали закон, но считают решение половинчатым. Правильнее было бы запретить суррогатное материнство вообще, как сделано во Франции, Италии, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Индии, Китае, Сингапуре.
Разрешено сурматеринство – в Грузии, на Украине, в Казахстане, ЮАР, Польше, в некоторых штатах США. Россия в этом ряду.
А что такое суррогатное? Значит, поддельное, сфальсифицированное… Не настоящее материнство, порождённое крайней бедностью, стало большой проблемой для России. Она никогда не возникла б при социализме, где материнство — священно и неприкосновенно, а дитя – высшая радость. В нынешних реалиях дитя – товар.
Преступные стороны бизнеса по торговле младенцами, рождёнными суррогатными матерями, вскрылись в период пандемии, когда из-за карантинных ограничений не смогли приехать за живым товаром зарубежные покупатели.
Общественный резонанс вызвало расследование уголовного дела, возбужденного в январе 2020 по статьям УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» и «Торговля людьми» по факту найденного в одной из квартир в г. Одинцово Московской области трупа младенца, рожденного суррогатной матерью. В той же квартире находились трое детей без соответствующих документов. Они тоже были рождены суррогатными матерями для граждан Республики Филиппины. Услуги по организации суррогатного материнства предоставляли сотрудники ООО «Росюрконсалтинг», которые не отвечали ни за состояние, ни за жизнь детей, их интересовала только прибыль.
В Москве на улице Аргуновской была выявлена квартира, где находились несколько новорождённых для граждан КНР. Дети были в опасности, так как содержались в ненадлежащих условиях. И по этому факту тоже было возбуждено уголовное дело. Аналогичные «находки» были обнаружены в других городах РФ, в частности, в Красноярске, в Калининграде. В основном, это были «звенья» теневого бизнеса.
Главным ответственным за деятельностью «детского бизнеса» является Министерство здравоохранения. Его представители приходили на заседание думского комитета, когда готовился к принятию рассматриваемый законопроект. Чиновники развели руками, сообщив, что у них никакой статистики о торговле детьми нет. Но, они знают, что существует 1200 репродуктивных центров, из них 825 – частные. Туда приходят заказчики и суррогатные матери, там договариваются на коммерческой основе о рождении детей. Сколько и для каких стран – Минздрав не в курсе.
Кое-какая статистика есть на местах. Так, Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Анна Митянина, когда встал вопрос о том, что и в Санкт-Петербурге та же проблема возникла в период пандемии, настаивала на организации гуманитарного рейса для доставки детей 142 зарубежным отцам. Митянина также сообщила, что ежедневно! 14-15 детей вывозится из России за границу. Так что 45 тысяч вывезенных детей, как было сказано выступавшими, — всего лишь верхушка айсберга. Детей вывезено в десятки раз больше. По словам Митяниной, «тот бизнес сложился уже давно, он высокодоходный, его могут позволить себе очень состоятельные люди».
А у самой России – глубокий демографический кризис, вымирание по миллиону в год. Так может, пора заняться народосохранением в своей стране, и отвлечься от коммерческой торговли детьми и здоровьем женщин, вовлекая их в суррогатные матери?
Подводя итог дискуссии, коммунисты Нина Останина, Алексей Куринный, Николай Коломейцев заявили, что запретом на сурматеринство для иностранцев, не остановить бизнес на детях. Выход в другом: надо вернуть государство в семейно-детскую политику, надо помогать семьям — молодым, многодетным не только пособиями, но и обеспечением жильём, работой, нормальной зарплатой, бесплатным загородным отдыхом детей. Тогда наше общество избавиться от такого безнравственного явления, как суррогатное материнство.
Галина Платова.