Госдума приняла в третьем чтении законопроект, внесенный двухпалатным коллективом, в который вошли представители трех партий «Единая Россия», «ЛДПР» и «Новые люди»: сенаторы Российской Федерации А.А. Клишас, В.С. Тимченко и депутаты Госдумы П.В. Крашенинников, Д.Ф. Вяткин, Л.Г. Ивлев, Д.В. Ламейкин, А.Н. Диденко, В.А. Даванков.
Очередной удивительный проект о внесении изменений в избирательное законодательство. Между тем, экспертное сообщество однозначно квалифицирует законодательные новации как «продолжение политики закручивания». И с этим трудно не согласиться. Среди прочего в пакете изменений есть пункты, которые снижают роль общественного контроля за процессом голосования, разрешают регионам финансировать избирательные комиссии в ходе выборов президента и депутатов Госдумы, нормируют агитацию в интернете и ограничивают финансовые возможности независимых кандидатов.
В первоначальной версии речь шла о поправках к законам «О военном положении» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Документ был внесён в нижнюю палату парламента 28 марта и одобрен в первом чтении 18 апреля этого года. Необходимость скорректировать избирательное законодательство для четырёх новых субъектов возникла из-за необходимости провести там выборы, которые проводить нельзя в силу понятных причин.
Но, согласно недавно заведенному партией большинства обычаю, ко второму чтению можно вносить любые поправки, даже несовпадающие с концепцией. Это называется «расширить» и «дополнить».
Так в законе появилось положение о возможности отзыва сенаторов: «Сенатор Российской Федерации — представитель от субъекта Российской Федерации может быть отозван до истечения срока полномочий решением Совета Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение о наделении его полномочиями сенатора Российской Федерации».
В прошлом году рассматривали законопроект, тоже об изменении законодательства, и сначала он касался только порядка дистанционного электронного голосования, но ко второму чтению законопроект пополнился статьями, в которых уточнялись обязанности кандидатов-иноагентов (маркировать все агитационные материалы соответствующей плашкой) и вводился запрет на баллотирование в течение пяти лет для лиц, совершивших экстремистские преступления.
Но главное – поправки прошлого года ликвидировали институт членов участковых, окружных и территориальных избиркомов с правом совещательного голоса и разрешили укрупнять избирательные участки, отменив ограничение на максимальное количество избирателей (раньше на участке не могло быть больше 3 тысяч избирателей).
По словам экспертов, эти меры усложнили наблюдение за ходом выборов. Укрупнение участков ведёт к сокращению числа наблюдателей, которые при этом обладают гораздо меньшими правами, чем упразднённые ранее члены избиркомов с совещательными голосами: в отличие от наблюдателей они имели доступ ко всем документам комиссии и их нельзя было удалить с избирательного участка.
Одна из утверждённых поправок существенно уменьшает права и полномочия доверенных лиц кандидатов и партий. Теперь «Полномочия доверенных лиц, в том числе указанные в пункте 1 статьи 30 настоящего Федерального закона… прекращаются одновременно с прекращением агитационного периода, а также досрочно». То есть, статус, позволявший наблюдать за ходом голосования и подсчётом голосов, будет в соответствии с новой поправкой аннулироваться одновременно с прекращением периода агитации, то есть за день до начала голосования.
В результате контроль за ходом голосования и подсчётом голосов смогут осуществлять только наблюдатели от партий и органов общественного контроля, к которым, как следует из Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», относятся общественные палаты, созданные при президенте, губернаторах и главах местных администраций, а также общественные советы, формируемые при органах исполнительной власти.
Ещё одно изменение действующего законодательства разрешает формировать электронные списки избирателей, которые будут заверяться электронными подписями председателей и секретарей участковых комиссий. Механизма виртуального отслеживания или какого-либо другого способа контролировать их содержание нет. Следовательно, эти списки фактически выводятся из-под контроля наблюдателей. Равно как в принципе нет и контроля за процессом электронного голосования и подсчетом голосов ни у кого кроме организаторов выборов.
«ЗА» – Единая Россия, ЛДПР и «Новые люди». «ПРОТИВ» –КПРФ и часть «СР».
О.Н. АЛИМОВА,
депутат Госдумы ФС РФ,
первый секретарь Саратовского обкома КПРФ