Страна продолжает приватизацию стратегических активов. Теперь на продажу планируется выставить порты на Каспийском море. Помимо этого, в частных руках всё чаще оказываются дороги и озёра, а власти грозятся полностью отказаться от контроля цен на социально значимые продукты.
За 30 с лишним лет, с тех пор как Казахстан поднял на своих государственных «мачтах» либеральные «паруса», бизнесу перешло множество активов — от кинотеатров и футбольных клубов до металлургических комбинатов и подразделений атомной компании «Казатомпром». Некоторые сферы, впрочем, власти до поры до времени не трогали, вынужденно учитывая их стратегический характер. Речь в первую очередь идёт о транспорте, значение которого для развития обширной и достаточно слабозаселённой страны трудно переоценить.
Но в последнее время руки капитала потянулись и к этим лакомым кускам. Не так давно, говоря о перспективах отрасли, министр транспорта Марат Карабаев назвал две цели развития портовой инфраструктуры. Во-первых, наладить экспорт аммиака и водорода в Европу. А во-вторых, передать порты Актау и Курык частному сектору. Этого, по словам чиновника, требует привлечение в транспортную сферу инвестиций, в том числе иностранных. Для поиска партнёров правительство работает с Европейским банком реконструкции и развития.
Детали планов в начале декабря раскрыл председатель комитета железнодорожного и водного транспорта мин-транса Олжас Сапарбеков. «Это может быть как один инвестор, так и консорциум. Всё это сейчас обсуждается, — заявил он. — Сейчас ведём переговоры с крупными грузоотправителями и грузоформирующими компаниями, в том числе и китайскими». Ряд источников в числе возможных покупателей называют арабские компании.
Пикантности ситуации придаёт то обстоятельство, что порты Актау и Курык являются важными пунктами Транскаспийского транспортного маршрута. Его главными лоббистами выступают США и Евросоюз, стремящиеся направить потоки грузов в обход России и Ирана. Власти Казахстана с готовностью включились в проект с очевидной геополитической подоплёкой. Как сообщил президент Касым-Жомарт Токаев, в среднесрочной перспективе объёмы перевозок по Транскаспийскому маршруту могут увеличиться в пять раз.
Ещё больше рычагов влияния на Астану у Запада появится с приватизацией портов. Не исключено, что американский и европейский капитал прямо или косвенно (через офшоры, международные банки и т.п.) попытается получить контроль над ключевой инфраструктурой. По любопытному совпадению, западные доноры активизировали призывы к ускорению приватизации в Казахстане. Глава миссии МВФ Николя Бланше встретился с премьер-министром Алиханом Смаиловым, сделав следующее заявление: «Мы видим амбиции республики по достижению более высоких темпов роста… Большое значение имеет то, каким образом данный рост будет обеспечиваться. Именно это отражается в наших советах и рекомендациях. По нашему мнению, ведущую роль должен играть частный сектор при поддержке государства».
Продажей портов либерализация транспортной сферы не ограничивается. В 2024 году правительство намерено продать авиакомпанию «Казак Эйр». Постепенно приватизируется железнодорожная система. Как недавно стало известно, пятая часть подвижного состава уже принадлежит частным перевозчикам. А в городе Каскелен Алма-Атинской области жители лишились возможности проезда по одной из важных дорог. Один из местных дельцов объявил, что она находится на его земле, и перегородил трассу забором. Многочисленные обращения результата не дали. Чиновники пообещали разобраться с ситуацией лишь после того, как возмущённые люди вышли на митинг.
Это далеко не единственное уродливое проявление капитализма в республике. В парламенте на днях был поднят вопрос о том, кому принадлежат искусственные водоёмы и гидротехнические сооружения. Согласно обнародованной депутатами информации, более двухсот дамб и водохранилищ принадлежат частникам. И это в условиях острого дефицита воды, который проявился в последние годы.
На этом фоне активизируются призывы пересмотреть итоги приватизации крупнейших предприятий. Группа активистов Улытауской области обратилась к властям с требованием изучить законность передачи бизнесу холдинга «Казахмыс», созданного на базе предприятия «Жезказганцветмет» и являющегося крупнейшим производителем меди. Авторы обращения напоминают, что приватизация была проведена по «бросовой цене». В итоге государство понесло громадные убытки, а владелец компании Владимир Ким возглавляет список казахстанских миллиардеров. Этому способствуют, в частности, массовое нарушение трудовых прав и пренебрежение нормами безопасности. В конце ноября на одном из рудников погибли два проходчика.
Но власти точно не собираются идти на конфликт с крупным капиталом. Даже там, где руководство страны вынуждено вмешиваться в ситуацию, всё ограничивается перераспределением собственности между частниками. Например, после трагедии на шахте имени Костенко, унёсшей жизни сорока с лишним шахтёров, правительство объявило о разрыве соглашения с владельцами металлургической компании «АрселорМиттал Темиртау». Однако ни о какой национализации речи не идёт. Активы предприятия просто будут выкуплены другим владельцем — группой компаний «Аллюр». Рядовые работники между тем продолжают страдать. С октября за них не производятся отчисления в фонд обязательного медицинского страхования, и людей уже отказываются принимать в поликлиниках и больницах.
Власти Казахстана между тем готовы пойти ещё дальше, лишив население остатков социальной поддержки. Первый заместитель министра торговли и интеграции Айжан Бижанова предложила отменить регулирование цен на социально значимые продовольственные товары. На первом этапе — уже в начале следующего года — должен произойти переход на рыночное ценообразование для девяти товаров. Это мука, хлеб, молоко, картофель, яйца, соль, рис, гречневая крупа и рожки. В 2025 году придёт черёд оставшихся десяти продуктов, среди которых растительное масло, сахар, лук, морковь и т.д. Как обычно, чиновники объясняют свои людоедские инициативы общим благом. «В рыночной экономике ключевая проблема в отраслях с регулируемыми ценами — нехватка инвестирования, что приводит к устареванию производственной инфраструктуры, низкой производительности труда, неконкурентоспособности продукции, поэтому любое госрегулирование цен не в состоянии решить системные вопросы», — утверждает Бижанова.
Вместе с планируемым увеличением НДС с 12 до 16 процентов и значительным ростом тарифов это неизбежно скажется на благополучии миллионов граждан страны. Но власти буржуазных государств волнуют совсем другие миллионы — в денежном эквиваленте.