Трагедия на трассе М11: Заплати — и езжай на тот свет

Компенсировать ущерб от ДТП на «платниках» должен владелец дороги.

На фото: пострадавшие в ДТП на трассе М-11. (Фото: Пресс-служба управления ГИБДД УМВД по Новгородской области/ТАСС)

На трассе М11 «Москва — Петербург» произошла страшная авария — столкнулось более 60 машин, погибло четыре человека, включая молодую мать с грудным ребёнком. Владелец дороги винит во всём лихачей, однако даже на представленном компанией «Автодор» видео заметно, что налицо попытка ввести общественность в заблуждение. Дорога, проезд по которой стоит очень приличных денег, была не очищена и не обработана антигололёдным реагентом.

ДТП произошло недалеко от деревни Мясной Бор. С чего всё началось, следователи установят, но даже на выложенном видео с камер наблюдения совершенно отчётливо можно разглядеть, что дорога не была очищена. Более того, там же можно увидеть, что подъезжающие к пробке авто просто не в состоянии остановиться, так как у них под колёсами самый настоящий каток. Действует «зимнее» ограничение в 100 км/ч, хотя стоило бы поставить 20 км/ч. Но тогда это не автобан, а дорога в село Кукуево.

Что, собственно, уже зафиксировано — по факту массовой аварии Следственным Комитетом возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее смерть двух и более лиц). То есть теоретически дорожников могут привлечь к ответственности.

Причём в данном случае дело не только в качестве работ эксплуатантов трассы, налицо и огрехи в её проектировании. Либо не подумали, либо уже разучились строить. Большей части жертв можно было бы избежать.

«Там справа отбойник на всем протяжении трассы, технологических дорог, съездов, карманов, какой-либо еще инфраструктуры для спасателей не предусмотрено. Трасса — смертельная ловушка: стоит зазеваться, и вторичная авария не заставит себя ждать. А дальше она становится массовой. В прошлом году спасатели уже эвакуировали людей с М11 вертолётами. Ничего не мешает убрать отбойник справа, он там просто не нужен. Там нет населенных пунктов, нет съездов. И животные на трассу не выйдут, потому что вдоль всей дороги стоит забор. Зато у водителей будет пространство для маневра. В крайнем случае, если ты понимаешь, что впереди авария, а ты не успеваешь затормозить, то можно съехать в кювет. Это спасет жизни. Сейчас М-12 построили как точно такую же ловушку. Будем просить правительство убрать правый отбойник на платных трассах, чтобы водители в случае таких ДТП могли бы уходить на обочину, даже в кювет, но не в стоящие на трассе машины. Тяжесть таких ДТП намного меньше», — говорит вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин.

Между тем госчиновники умничают. Типа все виноваты, кроме них.

«По предварительной информации, водитель легкового автомобиля, нарушив скоростной режим, въехал в ограждение. После этого участники ДТП не покинули проезжую часть, а стали передвигаться по дороге, что стало причиной массовой аварии», — сообщили в «Автодоре».

МЧС России/ТАСС
Фото: МЧС России/ТАСС

Интересно, а как именно и куда участники должны были покинуть проезжую часть? Карабкаться через высокий отбойник и сигать с него прямо в сугроб? Зимой в мороз… И машинам тоже через отбойники прыгать положено? Обочины-то нет — не предусмотрено.

Впрочем, помимо глупости и необразованности есть и ещё один вариант появления этого отбойника — попил средств. Например, сейчас на ЦКАД зачем-то монтируют звукоотражающие экраны там, где они точно не нужны — в лесах (Истринский район). Видимо, чтобы местным зайчикам и прочим белочкам жилось комфортней. И чтобы мишку в берлоге не разбудить. Кстати, правые отбойники там тоже зачем-то стоят.

Желающие могут подъехать и посмотреть — освоение бюджетов идёт в полный рост. В мёрзлую землю заколачивают столбы, которые весной покосятся, на них спешно крепят экраны. Ничего страшного, летом ещё раз переделают. И ещё освоят. Хотя эти самые экраны очень бы пригодились не зайчикам-белочкам, а на том же соседнем Даренском шоссе, которое проходит по деревням. После того, как ЦКАД ввели в строй, движение там стало очень интенсивным. Но это другие бюджеты, в населённых пунктах экраны не положены.

При этом дорогу тоже не чистят. Около полудня 6 января платный участок ЦКАД между Ленинградским и Ярославским шоссе так и не удосужились убрать после ночного снегопада, хотя осадки уже давно прекратились. Машины ползли со скоростью 40−50 км/ч, наблюдались мелкие ДТП, к счастью, без жертв. При этом почему-то все бесплатные окрестные дороги были почищены, и на них не висели погодные ограничения в 70 км/ч — можно было смело ехать и быстрей, разрешённые по ПДД 90 км/ч. Зачем тогда отдавать деньги за «платник»?

На сайте «Автодора» лежит совершенно феерический документ под названием «Договор о предоставлении права проезда и организации дорожного движения по платным участкам автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании „Российские автомобильные дороги“». Где в п. 4. «Обязанности Сторон и ответственность» чётко означено, что компания ни за что не отвечает. В договоре нет ничего о том, что владелец платных трасс обязан поддерживать их в работоспособном состоянии, зато про деньги — во всех остальных строчках.

То есть вы, положим, влетели на «платнике» в яму на проезжей части, разбили авто. Приехал инспектор ГИБДД, всё оформил, установил виновного. И что дальше? А ничего — в соответствии с договором, который «пользователь заключает Государственной компанией на основании статей 426 и 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.е. принимает публичную оферту) когда он въезжает на Платный Участок» (цитата), ему никто и ничего не должен. Сам дурак.

Как-то это неправильно, не находите? К примеру, садясь в самолёт (автобус, электричку, трамвай, поезд метро) вместе с билетом вы автоматически покупаете страховку. И если с вами что-то случится, вам будут платить. В случае серьезной травмы — до двух миллионов.

Здесь же вам никто ничего не должен, причём совершенно официально. Не должен убирать с дороги снег, не должен применять антигололёдные реагенты, не должен заделывать выбоины в дорожном полотне, вешать знаки и т. д. Даже шоссе правильно (безопасно) строить — и то не обязан. А вот вы должны — проезд по М-11 в один конец стоит около 3000 рублей. И ведь для четырёх человек (включая одного ребёнка) эта трасса в этот раз стала дорогой в один конец…

Перспективы возбуждённого уголовного дела более чем сомнительны, к тому же в госкомпании всё выстроено очень хитро. Есть сам «Автодор» — как бы владелец всех дорог, это, так сказать, первый уровень. Второй — контора, которая собирает деньги за проезд. Третий — фирма-эксплуатант данной трассы (или её участка). Четвёртый — юрлицо, занимающееся непосредственно дорожными работами, оно нанимает «пятых», то есть исполнителей-подрядчиков. Кто-то чистит снег, кто-то поливает водой или реагентами, кто-то латает ямы, иные развешивают дорожные знаки, и т. д. И тоже нанимает — субподрядчиков. Хитрая система, в которой найти виновного невозможно.

На фото: сотрудники Следственного комитета РФ на месте массового ДТП на трассе М-11 "Нева".
На фото: сотрудники Следственного комитета РФ на месте массового ДТП на трассе М-11 «Нева». (Фото: Следственный комитет РФ/ТАСС)

«В адрес ООО „АСК“ поступило письмо Голицынского филиала „Автодор“ об обращении гр. ХХХХХХХХ, по вопросу затруднённого движения по автомобильной дороге „Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 3“. В ответ на Ваше обращение б/н 01.12.2021 г. направляем ответ эксплуатирующей организации ООО „АВТОБАН-Эксплуатация“ с информацией по существу заявленного вопроса», — вот типичный ответ на претензии по поводу неочищенного «платника» (есть в редакции «СП»).

В ходе дальнейшей переписки выплыло ещё несколько юрлиц с разнообразными названиями, все обещали разобраться и принять меры. Не разобрались. Так как бояться нечего — управы ни на кого нет даже в принципе. Можно делать всё, что заблагорассудится. И не делать тоже.

В любом правовом государстве у владельца платных дорог есть ответственность. Он предоставляет услуги, которые должны соответствовать определённым нормам. И, покупая оные, человек имеет полное право ими воспользоваться. Если стоит «зимнее ограничение» в 100 км/ч — значит, по дороге можно ехать с этой или меньшей скоростью, вы за это заплатили. То есть трасса к такому скоростному режиму подготовлена. У нас же там каток — при 40 км/ч машины уже неуправляемы.

В США или Евросоюзе подобное ДТП окончилось бы для владельцев «платника» не только колоссальными штрафами, но и тюремными сроками. Причём без поправки на возможную вину подрядчиков и прочих смежников. Твоя трасса, ты и отвечай. Да, платила бы страховая компания, но она потом неизбежно вчинила бы регрессный иск хозяину дороги. Так там принято. Правильно принято.

Как решить ситуацию в России? При нынешней системе власти — никак. Если на «платниках» ввести обязательную страховку, то «Автодор» тут же кратно повысит таксу за проезд, которая и так за гранью добра и зла. Получится как с ОСАГО, только ещё хуже.

Но даже это не сможет стимулировать руководство госконторы на заботу о безопасности движения. Положим, произошло очередное массовое ДТП, есть страховка, по ней произведены выплаты, они сожрали все поступления на год. И что? Есть госбюджет, он «резиновый», оттуда можно попросить денег, много. И снова строить смертельно опасные отбойники, а также звукоотражающие экраны для зайчиков и белочек. Никто ведь за это не посадит и к стенке не поставит. Хотя порой стоило бы.

svpressa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

«Коммунист» № 1 от 11 января 2024 года

Ср Янв 10 , 2024
Скачать №1 Post Views: 402

Рубрики