Министерство промышленности и торговли РФ направило торговым сетям официальное письмо с рекомендацией расширить ассортимент газет и журналов в своих магазинах.
Издатели говорят, что в последние годы печатная пресса практически исчезла из крупных супермаркетов.
ВЕРНИТЕ ГАЗЕТЫ!
Отношения между распространителями печатной прессы и представителями ретейла уже много лет складываются непросто. К 2019 году только 20% магазинов имели в своих залах стеллажи с газетами и журналами, да и те традиционно располагались в самых неудобных закоулках торгового зала. Только после того, как Владимир Путин поручил разработать варианты помощи печатным СМИ, а при необходимости даже согласился изменить законодательство, начался предметный диалог между дистрибьюторами и представителями ретейла.
Топ-менеджеры торговых сетей согласились, что выкладывать газеты с новостями спустя несколько дней после их выхода просто недопустимо. Это и привело к тому, что периодика стала неинтересной покупателю. Издатели при этом отказались от своих законодательных инициатив по приравниванию газет и журналов к скоропортящимся продуктам, что, безусловно, привело к снижению и без того небольшой доли магазинов, выставляющих на полки печатную продукцию.
Вершина кризиса пришлась, разумеется, на пандемию. Но прошло уже больше трех лет, а возвращать прессу в крупные магазины, похоже, никто и не собирается. Чаще всего на стеллажах лежит крайне скудный ассортимент товара, состоящий из сборников кроссвордов или журналов о жизни звезд. Во многих супермаркетах полки с бумажными СМИ отсутствуют вовсе.
Председатели российского и московского Союзов журналистов Владимир Соловьев и Павел Гусев направили письмо вице-премьеру Денису Мантурову, реакцией на которое и стали те самые рекомендации для ретейла. Главный посыл этого документа заключается в том, что продавцам неплохо бы как минимум обсуждать с распространителями свои решения относительно продажи газет и журналов.
«С целью обеспечения стабильности системы распространения периодической печатной продукции целесообразно максимально сохранять работу с действующими дистрибьюторами. Все решения, которые торговые сети принимают в отношении прессы, тщательно прорабатывать с учетом интересов ее дистрибьюторов», — отмечается в документе Минпромторга. Чиновники даже обозначили, какой объем прессы предлагается продавать в каждой из сетей: для обычных стеллажей рекомендованы не менее 250 наименований, а на «вертушках» должно находиться порядка 120 наименований газет и журналов. В случае если торговля по-прежнему не будет выкладывать печатные СМИ на прилавки, предложение Минпромторга станет не рекомендацией, а частью федерального законодательства, и игнорировать его будет невозможно.
ГДЕ МОЖНО КУПИТЬ ЖУРНАЛ?
С другой стороны, Минпромторг хочет ввести новый норматив — индикатор развития НТО (нестационарный торговый объект) «Печать», за которым должны следить региональные органы власти. В ведомстве пояснили, что таким образом постановлением «закрепляется методика расчета нормативов минимальной обеспеченности населения нестационарными объектами по продаже печатной продукции».
Что же такое НТО? Специалисты утверждают, что это временные сооружения без фундамента или полностью передвижные конструкции. К ним могут быть подведены инженерно-технические сети, электричество, вода и тепло. В действующем сегодня постановлении Минпромторга России №704 нормативы по количеству НТО в регионах имеются, но не выделены объекты, торгующие именно печатной продукцией.
Сам норматив будет рассчитываться через произведение коэффициента минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) НТО «Печать» на среднегодовую численность населения субъекта РФ (муниципального образования), поделенное на 10 тыс. человек. Как объясняют участники отрасли, нормативы по минимальному числу объектов, торгующих печатной продукцией, существовали и ранее, но всегда на уровне рекомендаций: «Поэтому региональные власти не следили за их соблюдением, а также позволяли себе в одностороннем порядке расторгать контракты с владельцами НТО». По сути, новый норматив позволит не только сохранить НТО, где продается печатная продукция, но и увеличить их число.
Сегодня чуть ли не главным врагом печатной продукции являются региональные власти. Именно поэтому здравая идея Минпромторга вызвала опасения некоторых участников медиарынка по поводу ее реализации на уровне регионов. Как рассказал гендиректор ИД «ИМ Медиа» и президент СППИ ГИПП Алексей Иванов, во многих киосках предприимчивые товарищи обклеивают витрину газетами, а внутри продают шаурму и хот-доги. Поэтому необходим контроль. К сожалению, были случаи, когда торговая сеть принимала решение о выводе всей прессы, потому что возни с газетами и журналами много, а маржа не столько велика, как от спиртного и продуктов первой необходимости. Между тем для многих людей старшего возраста печатные СМИ являются социально значимым товаром.
Однако статистика говорит, что печатную прессу рано списывать со счетов. В прошлом году ВЦИОМ сообщил, что постоянно газеты и журналы в бумажном виде читает каждый седьмой россиянин, то есть 14% населения. В ходе опроса выяснилось, что чаще всех прессу покупают люди в возрасте от 60 лет — 26%. Кроме того, исследование показало, что в случае выхода какой-либо интересной статьи, которую опубликуют как в печатном, так и в электронном виде, 32% респондентов предпочтут бумажную версию, а 62% — электронную.
Сергей ОБУХОВ, депутат Государственной думы, секретарь ЦК КПРФ: — Разговоры о том, что печатная пресса изжила себя, мягко говоря, беспочвенны, потому что значительная доля населения привыкла к ним и ежедневно читает. Не нужно искусственно ограничивать печатную прессу в угоду электронной, что иногда, к большому сожалению, делается сознательно. Решение Минпромторга правильное, но запоздалое. Лет десять назад были апокалиптические прогнозы о том, что потребности в политическом, социальном контенте печатных СМИ исчезнут и останутся только развлекательные и желтые газеты. Но жизнь показала, что это не так — политизация общества с каждым годом
будет увеличиваться.