Военная обстановка в Курской области на понедельник, 19 августа, оставалась весьма напряжённой.
Российская армия продолжала вести начавшиеся 6 августа бои по вытеснению украинских солдат с захваченных территорий. Воины проявляют мужество и героизм, но не меньшее мужество демонстрирует местное население, внезапно оказавшееся под шквалом обстрелов.
На это обстоятельство обращает внимание центральная российская пресса. Пока российские военные стремятся уничтожить врага, мирные жители для того, чтобы выжить, самыми разными способами с помощью военных или самостоятельно выбираются из опасных зон. Об этом в своём репортаже в газете «Новые Известия» рассказал её корреспондент Александр Куманёв. Как он свидетельствует, многим жителям приграничных районов Курской области выпала судьба пройти через настоящий ад. Разрушенные дома, пожары, расстрелянные автомобили, взрывы, постоянные угрозы обстрелов или ударов беспилотников — все это еще 5 августа многим казалось далеким и нереальным.
На совещании с президентом России Владимиром Путиным 12 августа врио губернатора Курской области Алексей Смирнов сообщил, что под контроль противника попали 28 населенных пунктов области и две тысячи жителей. Внезапно возникший вопрос с эвакуацией людей из мест боевых действий породил эффект взаимовыручки и помощи тем, кто в ней остро нуждается: старикам, женщинам, детям и даже братьям нашим меньшим. В этой деятельности появились и свои герои, которых россияне будут долго помнить.
В их числе, например, можно назвать настоятеля Свято-Троицкого храма в Судже Евгения Шестопалова. Он не только открыл двери религиозной обители нуждающимся, но, к тому же, лично перевозил маломобильных граждан. Ему удалось спасти около 100 человек, вывезти их из города.
7 августа, после попытки прорыва украинских войск в село Гуево Суджанского района Курской области, местный житель Юрий Сухоруков организовал эвакуацию около 70 человек. Ночью, пройдя через леса и поля, они добрались до реки Псел. Там их уже ждали знакомые Юрия и несколько лодок, на которых людей переправили через реку. Затем их благополучно доставили в Курск.
Многодетная мать в одиночку вывезла на машине из Заолешенки девять детей — своих и приемных детей свекрови. «Страшно было. Дети плакали. На наших глазах на дороге загорелась фура. Дети видели, как из нее выбегали горящие люди», — плача рассказала она журналистам местного издания «Типичный Курск».
Ныне в области активно работают волонтеры и активисты, которые помогают эвакуироваться жителям обстреливаемых территорий. Подключились и добровольцы из других регионов. Они не только привозят вещи и продукты питания, эвакуируют жителей приграничных сёл, но и оказывают медицинскую помощь раненым воинам и рядовым гражданам. Об этом в репортаже, опубликованном под заголовком «Мягко говоря, в аду» и подзаголовком «Как врачи — волонтёры спасают раненых в прифронтовой зоне» – рассказал в своём репортаже корреспондент газеты «Коммерсантъ» Александр Черных.
Пункт медицинской помощи работает вблизи передовой. Это очень важно для оперативной обработки ран, но очень опасно как для пациентов, так и для самих медиков. Подчас взрывы каких-то снарядов раздаются достаточно близко. Конечно, от медиков требуется очень большое мужество, на грани самопожертвования, чтобы в сложнейших условиях, трудностей с медикаментами, выполнять свою профессиональную работу – спасать жизни молодых ребят, защитников Родины.
Открою небольшой профессиональный секрет журналистов. У нас принято какую-то очень интересную статью, которую хочется рекомендовать для прочтения коллегам, назвать вкусной. Да, конечно, прошу прощения, это сленговое словцо не совсем подходит в данном случае для характеристики этой статьи Александра Черных, но я искренне завидую тем, кто будет её читать и советую это сделать.
Я не буду пересказывать статью, но одну высказанную в ней мысль всё же процитирую и объясню зачем. Один из собеседников Александру сказал так: «… это мирные гражданские врачи, которые по зову сердца приехали к нам. Они могли дома спокойно сидеть, но решили поехать к фронту спасать пацанов. В самый первый день был такой случай. Еще когда лагерь в полях стоял, к нам вышла женщина из Суджи — в одних тапочках оттуда выбралась, просто без ничего. Оказалось, медик. Увидела, чем мы в поле занимаемся,— и осталась у нас, весь день помогала. Вот такие есть люди в стране, понимаешь? Вот на таких людях эта страна и держится».
Стопудово согласен с этим утверждением, но считаю необходимым добавить несколько слов и от себя. Как отмечал Лев Николаевич Толстой, в обычной рядовой обстановке народ живёт стихийной, роевой жизнью, но в исторически важные для него периоды, он проявляет то, что для него свято, что у него выработано десятилетиями и столетиями. В данном случае в советское время воспитывали привычку объединять усилия, крепить единство в решении общих задач. Вспомним, последние 30 лет в головы россиян вбивали мысль: «Каждый живёт только для себя, один Бог за всех!» Русские люди даже и не спорили с разного рода чубайсятами, а какой смысл спорить с дураками? Но пришёл час испытаний, и россияне показали: нам ближе советские лозунги «Один за всех и все за одного!», «Русские своих не бросают!», «У советских собственная гордость!»