Ветер и туман — //Вся его постель. Дитя// Брошено в поле. Мацуо Басё. Япония. ХVII век.
В этом хайку, поэта-странника, как называют М. Басё в Японии, взятом мною в качестве эпиграфа, нашёл отражение исторический факт. Малоимущие семьи, оставшиеся в одиночестве женщины, относили своих малых детей, которых не могли содержать, в какие-то отдалённые места и оставляли на земле, обрекая на быструю смерть от голода и холода.
Конечно, в нынешней Японии это явление, что называется, изжито, но в разных странах в мире оно, под тем или иным видом, всё-таки реально присутствует. В то же время в ряде стран опытному человеку оно открывается в виде наметившейся и постепенно набирающей силы опасной тенденции. Мне могут возразить, но она уже развивается и в России. В подкрепление своего утверждения, я приведу информационную заметку, опубликованную 7 сентября 2024 года в газете российских «торговых мужиков», как называл русских капиталистов Иван IV, Грозный, «Коммерсантъ» под невинным для читателей заголовком: «Министр транспорта объяснил рост стоимости авиабилетов на 20% повышенным спросом».
Автор заметки Леонид Уварчев процитировал выступление министра транспорта РФ Романа Старовойта в своём интервью «РИА Новости», которое он дал во время участия в очередном, IX, Восточном экономическом форуме, состоявшемся во Владивостоке с 3 по 6 сентября. Так вот, он сообщил, что стоимость авиабилетов в России в первой половине 2024 года увеличилась почти на 20%. Причиной, по мнению министра, стал повышенный спрос.
«Учитывая этот спрос, мы, к сожалению, фиксируем (?) в том числе и рост стоимости билетов. Это примерно на 1550 рублей среднее увеличение цены, и средняя стоимость билета, по данным ФАС, сегодня составляет 9150 рублей», — сказал господин Старовойт. Журналист отметил, что это на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Надо отдать должное внимательности коллеги Уварчева, как бы мимоходом, в заключение заметки он добавил: «С января по июнь перелеты экономклассом на внутрироссийских рейсах подорожали в среднем на 31%». То есть больше, чем на 20%, и именно в том самом «экономклассе», которым, как правило, пользуются в случае необходимости совершить перелёт самые широкие потребители, вынужденные экономить.
Да, министр транспорта «фиксирует» цены, прелестное выражение, не правда ли? Но, ведь кто-то их устанавливает, т.е. может и должен контролировать. Ситуация напоминает анекдот: «Извините, мадам! Вы упали в лужу, но свою руку вам, чтобы помочь из неё выбраться, я не подам, поскольку сам боюсь испачкаться, а мне предстоит очень важная встреча в доме вашего батюшки!»
Оригинально, но факт: почти каждое подорожание тех или иных продуктов питания или услуг приводит к тому, что какая-то часть потребителей отсекается. Очередь, конечно же, сокращается, но радоваться в этом случае нечему.
Однажды летом, в советское время, я должен был вовремя вернуться из отпуска домой, в Москву, из Ленинграда. Немножко прошляпил с предварительной покупкой билета на поезд. Посчитал, что ничего страшного не произойдет, хотя дело случилось летом, но всегда в предыдущие годы билеты в кассах были, поскольку поезда на Москву из «Бандитского Петербурга» (ныне, благодаря многоуважаемому президенту В.В. Путину, вновь ставшему «Культурной столицей России») отправлялись каждый час, а то и чаще. Но именно в тот день после отдыха в Питере и его окрестностях в столицу отправлялись многочисленные группы детей-школьников. Билетов не было.
Безбилетников оказалось очень много, люди волновались, но всё-таки догадались создать и направить куда-то для переговоров с кем-то инициативную группу. Минут через 15-20 «инициативники» вернулись с радостными, просветлёнными лицами, а по громкоговорителям сообщили, что через полчаса начнётся посадка на дополнительный поезд. В это время я обретался у открывшейся кассы, одним из первых купил билет, и специально довожу до сведения всех и всевозможных министров транспорта «обновлённой России» – билеты не подорожали ни на 17, 20 или 31 процент.
В чём же дело! Какая мораль у рассказанной мною истории? Очень простая: в Советское время власть ставила задачу реально, а не на словах, создавать благоприятные условия жизни для всех граждан страны, а не в первую очередь богатеньким.
Я помню рекламный слоган старых Советских времён: «Летайте самолётами!» В июле 1964 года, будучи слесарем по ремонту промышленного оборудования с не очень высокой зарплатой, осилил покупку билета на Ту-104 и прилетел в Сочи. А, ныне, таким по доходам, как я тогда, гражданам говорят: «По одёжке протягивай ножки. Нету денег на самолёт, добирайся, куда тебе нужно, «на оленях утром ранним, на велосипеде, собственными ножками. Но, не мешайся под ногами у тех, кто удачно прихватизировал госсобственность, которую вы для них создали!»
Летом этого года поездом даже из Анапы было трудно уехать, дополнительных поездов не было, как и билетов. Конечно, массовые потребители разных услуг вызывают недовольство разбогатевших буржуа, которые мечтают нас усмирить и куда-то спрятать. Пробуйте, господа хорошие, пробуйте, но не хороните нас раньше времени. Радуйтесь, выпавшему счастью, однако наша песня ещё не допета! Мы обязательно вернёмся за подснежниками!