Выступление первого секретаря Саратовского обкома КПРФ О. Н. Алимовой на совещании секретарей местных отделений Саратовского областного отделения КПРФ.
Выступление было посвящено проекту Федерального закона «О первоочередных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития Российской Федерации», разработанного группой депутатов фракции КПРФ в Государственной Думе в составе: В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, О.Н. Алимова и другие.
Обосновывая необходимость принятия такого закона, выступающая заострила внимание на таких проявлениях начавшегося в 2014 году кризиса, как дестабилизация экономики, ухудшение основных её показателей (падение ВВП, объема промышленного производства, экспорта нефти и газа, уровня и качества жизни населения).
— В кризисных условиях, — подчеркнула Ольга Николаевна, — Правительство РФ почти ничего не предприняло для компенсации последствий кризиса и исправления стратегических ошибок, сделанных в предыдущие годы, в том числе для реализации программы импортозамещения, поддержки национальной обрабатывающей промышленности, стимулирования потребительского спроса.
Это свидетельствует об отсутствии в стране эффективной политики импортозамещения, а также о том, что ни импортозамещение, ни возобновление роста промышленности невозможны без стимулирующих мер. Уповать же на частные инвестиции в условиях девальвации и усилившегося оттока капитала просто бессмысленно.
— В сложившихся условиях, — делает вывод депутат-коммунист, — единственным выходом является введение мер государственной поддержки национальной экономики, включая и меры по наращиванию потребительского спроса.
Далее О.Н. Алимова остановилась на девальвации рубля и спровоцированной ею инфляции, ежемесячные показатели которой в текущем году уже превышают 15% по отношению к соответствующим месяцам 2014 года. Это привело к росту цен на потребляемые в России товары, работы, услуги и падению реальных доходов населения (в 2014—2015 гг. падение достигло 9%) и отбросило за черту бедности 16,1 млн. человек.
— Следствием всех этих процессов, — с тревогой говорила Ольга Николаевна, — стало увеличение смертности и снижение рождаемости. Так, в первом квартале 2015 года число умерших превысило число родившихся на 11,5%, естественная убыль россиян выросла вдвое.
А Правительство живет спокойно, не предпринимает каких-либо системных программных решений по стабилизации социально-экономической ситуации. Оно заняло позицию наблюдателя, видимо, уповая на восстановление когда-нибудь выгодных цен на нефть. Но этого не происходит и, судя по всему, в ближайшей перспективе не произойдет. В связи с этим необходимость системных реформ, прежде всего изменения экономической модели, наращивания национального обрабатывающего производства, восстановления и развития инфраструктуры, осуществления мер государственного стимулирования национальной экономики, введения плановых начал в управление социально-экономическими процессами становятся для нашей страны вопросами её выживания.
Что же предлагает законопроект для изменения социально-экономической ситуации в стране?
- Реализацию в самом ближайшем времени системы антикризисных мер, а именно:
— введения государственного планирования социально-экономического развития Российской Федерации;
— обеспечения устойчивого роста промышленности, прежде всего обрабатывающей, проведения импортозамещения;
— временного изменения статуса Банка России в рамках его участия в деятельности по реализации приоритетов социально-экономического развития РФ, мер господдержки национальной экономики;
— введения мер дополнительной социальной поддержки населения для смягчения для него последствий кризисных явлений в национальной экономике;
— государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные виды товаров, активизации государственной антимонопольной политики.
О ходе реализации антикризисных мер Правительство РФ должно ежеквартально отчитываться перед Президентом, Государственной Думой, Советом Федерации РФ.
- Введение системы государственного планирования социально-экономического развития РФ, основанной на регулярном мониторинге национального благосостояния, который предполагает оценку национального богатства, включая природные ресурсы, национальных доходов, в том числе в расчете на душу населения, поскольку каждый гражданин РФ имеет право знать, какова его доля в богатстве страны и как она используется в интересах повышения его качества и уровня жизни.
Само же государственное планирование осуществляется путем определения приоритетов социально-экономического развития, принятия государственного плана на 6 лет, составления перечня точек роста (то есть перечня предприятий, производственных комплексов, территорий РФ, которые по совокупности факторов наиболее подходят для реализации ускоренного социально-экономического развития).
Задача точек роста — «вытянуть» экономический рост, дать толчок развитию всей экономики. Финансирование предлагаемых мероприятий предполагает использование средств Фондов — резервного и национального благосостояния, принятие законов, перераспределяющих налоговую нагрузку и предотвращающих отток капитала.
Проект предусматривает открытость и гласность при выработке мер государственной поддержки и определении перечня точек роста. Для обеспечения этого предусмотрено создание национального комитета по государственному планированию и управлению развитием Российской Федерации, в котором будут представлены Правительство, Генеральная прокуратура, палаты Парламента Российской Федерации, регионы, общественные объединения, эксперты. Для обеспечения представительства оппозиции установлено, что один из замов председателя Комитета назначается партией, имеющей вторую по численности фракцию в Государственной Думе.
Переход к государственному планированию должен быть осуществлен к 2015—2016 годам. При этом меры государственной поддержки экономики как приоритетные и антикризисные начнут осуществляться с 2016 года и должны быть отражены в Федеральном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
В числе приоритетов развития страны на 2016—2021 годы, которым будет оказана государственная поддержка, законопроектом обозначены следующие:
— развитие обрабатывающего производства и проведение политики импортозамещения;
— развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры;
— развитие национальной науки, создание и внедрение новых технологий;
— формирование системы профессионального образования;
— обеспечение доступности и повышение качества здравоохранения, развитие системы обеспечения и контроля качества питания, питьевой воды;
— принятие мер по сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
- Для реализации намеченных мер предусмотрено внесение вытекающих из закона проекта изменений в Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) (в части, касающейся ответственности ЦБ РФ за антикризисные мероприятия) и «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Завершая своё выступление, О.Н. Алимова от имени авторов законопроекта заявила следующее:
— Мы понимаем, что осуществление предложенных нами реформ невозможно без проведения политических преобразований — ограничения всевластия политической и экономической элиты, снижения уровня коррупции, обеспечения подконтрольности власти обществу, усиления роли парламента, избранного честными, свободными выборами.
Участники совещания откликнулись на это заявление аплодисментами и обещали сделать всё от них зависящее для обеспечения 13 сентября с.г. справедливых и честных выборов (довыборов) депутатов в органы местного самоуправления и в сентябре 2016 года — выборов в Государственную Думу.