Во вторник, в ходе заседания Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей президент Путин выдвинул несколько громких инициатив. Он заявил, что с 2018 года будут выплачиваться ежемесячные пособия на первого ребенка (в размере прожиточного минимума, в среднем это 10–11 тыс.) – с рождения до полутора лет. Кроме того, до 2021-го продлевается программа материнского капитала, которая должна была завершиться в конце следующего года.
На первый взгляд, президентские инициативы выглядят сенсационно масштабными. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко даже сказала, что «по-хорошему шокирована», выразила слова искренней благодарности главе государства «за личное внимание к проблемам семьи и детства». Особо подчеркивается, что меры предложены «не косметические».
Собственно, ничего удивительного. Несмотря на то что формально президентские выборы еще не объявлены, а Владимир Путин публично не объявлял о своих намерениях в них участвовать, его избирательная кампания уже в разгаре. Демографическая сфера в последние годы для Путина вообще была центральной. В ходе проводимой государством «оптимизации» возникли многочисленные социальные кризисы, население продолжало беднеть. А единственно где были хоть какие-то успехи, это «в демографии». Убыль населения сменилась хоть и незначительным, но ростом. Это подавалось как грандиозный успех.
Однако рост оказался очень кратковременным – смертность вновь превысила рождаемость. Что, собственно, наконец признал и сам Путин: «Сегодня – в основном в силу объективных причин – демографическая ситуация снова обостряется. Эта тенденция была предсказуемой, она связана с последствиями предыдущих, наложившихся друг на друга глубоких демографических спадов». То есть государственная политика (та самая губительная «оптимизация») тут вроде как и ни при чем.
Для того чтобы заткнуть дыры и прорехи, и предназначены новые программы. На их реализацию в течение трех лет будет выделено 145 млрд рублей. И опять-таки сумма вроде бы немаленькая. Но стоит присмотреться к президентским обещаниям повнимательнее. Путин вскользь отметил, что социальные выплаты будут адресными. Иными словами, получат их далеко не все. Но кому же они адресованы?
Пособие на первого ребенка будут получать только семьи с душевым доходом, не превышающим полутора прожиточных минимума. В среднем по России это соответствует 45 тыс. рублей совокупного дохода обоих родителей. Но прожиточный минимум определяется на региональном уровне, так что отличия будут. Так, в Москве семья, в которой после 1 января 2018 года родится ребенок, может рассчитывать на 14 тысяч рублей при семейном доходе не более 84 тысяч. А, например, в Брянской области пособие составит 10 600 рублей при общем семейном доходе не более 47 тыс.
Иными словами, адресность на поверку вновь обернется несправедливостью, когда самые бедные регионы (и наиболее бедные семьи) будут и помощь получать в значительно меньших объемах.
Но самое главное, при масштабах российской бедности это капля в море, которая, безусловно, облегчит некоторому числу семей существование, однако никак не решит проблему в целом. Если в семье уже есть новорожденный (или он появится до 1 января), то какой бы она бедной ни была, ежемесячное пособие на первенца ей не положено.
Между тем в России только число граждан, живущих за чертой бедности, – 22 млн человек (в 2010 году их было менее 18 млн). Большинство из них – это семьи с детьми. Это 15% населения. Если учесть, что эту самую «черту» правительство определяет ниже уровня хоть сколько-нибудь сносного существования, то в реальности бедных россиян – абсолютное большинство. Даже такой неукротимый либерал, как Алексей Кудрин, на днях заявил, что наиболее угрожающей для РФ проблемой является бедность населения.
В октябре Росстат вновь зафиксировал падение реальных доходов населения. В нынешнем году реальные доходы населения упали на 11% по сравнению, например, с 2011 годом. И тенденции на их сокращение конца не видно.
Конечно, хорошо, что теперь, с благоволения Владимира Путина, материнский капитал небогатым семьям разрешат тратить и на детский садик или ясли и на другие насущные нужды. Но это как раз и свидетельствует: не до жиру – быть бы живу. Какие уж тут капиталы на строительство жилья, будущее образование или пенсию матери (именно на такие стратегические, что называется, цели, предназначался первоначально материнский капитал), когда надо хоть как-то свести концы с концами, прокормить себя и детей.
Минувшей весной вице-премьер Ольга Голодец сделала знаковое заявление: мол, в России «уникальная бедность». Если обычно в развитых странах от бедности страдают неработающие по разным причинам (пенсионеры, больные, безработные и т.п.), то в России беднеет именно работающее население. Около 5 млн работников получают зарплату вообще ниже прожиточного минимума.
Если бы государство действительно стремилось решить проблему бедности, следовало бы навести порядок с зарплатами (то есть платить людям заработанное). А также ввести прогрессивный подоходный налог, совсем освободив от него малооплачиваемые категории населения, компенсировать потерянные в 90-е вклады, прекратить мошенническую схему долевого строительства (сколько семей остались без денег, в том числе без материнского капитала, и без жилья из-за таких «ипотечных пирамид»). Да и в принципе вкладывать государственные средства в медицину и образование, а не «оптимизировать» их.
Но это требует смены социально-экономической политики, чего президент делать явно не желает. Зато в проведении пиар-акций и повышении своих собственных ставок и рейтингов власть российская поднаторела.
Екатерина Польгуева
http://www.sovross.ru/articles/1632/36745