22 июня 1941 года на рассвете фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
Ее авиация нанесла массированный удар по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, местам расквартирования военных частей, многим городам и селам на глубину до 250-300 километров от государственной границы.
Советские войска оказывали мужественное сопротивление врагу, но внезапность нападения вынуждала отступать наши войска.
Сегодня почему-то нечасто вспоминают о таком разительном факте, как бомбардировки Берлина советскими военными самолетами буквально в первые же дни войны: 7 августа 1941 года советская авиация нанесла первый бомбовый удар по столице III Рейха.
Это был факт удивительного мужества летчиков, которые перелетали через территории государств, оккупированных фашистской Германий, и сбросили бомбы на Берлин. Это не было победным шествием. Но дух русского воинства был неистребим: Враг должен быть поверженным!
Мы позволим себе процитировать фрагмент материала об этом начале наступления на гитлеровскую военную мощь, если оценивать его с точки зрения военного духа
22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, немецкая авиация совершила первый налет на Москву. С этого дня подобные атаки стали регулярными.
Разрушить столицу бомбардировочной авиации немцев не удалось. Система ПВО Москвы оказалась весьма эффективной и свела эффективность немецких авиаударов к минимуму. Немцы, прорываясь к городу, несли очень большие потери.
Тем не менее, начало бомбардировок Москвы имело серьезный психологический эффект. Бодрости духа это факт не придавал ни бойцам Красной Армии, ни мирному населению…
Требовалась ответная акция, которая показала бы, что и Советский Союз способен наносить врагу болезненные удары. Но как ответить, если немцы продвигаются все дальше?
Через четыре дня после первой бомбардировки Москвы на прием к Сталину пришел нарком ВМФ СССР адмирал Николай Кузнецов. Нарком представил план, разработанный командующим авиацией ВМФ генералом Семеном Жаворонковым. Этот план предусматривал бомбардировку Берлина…
Задача была труднейшей — к концу июля советские войска оставили Литву и Латвию, с трудом удерживали за собой часть Эстонии.
Под контролем советских войск оставался и остров Эзель (Сааремаа) — самая западная точка суши, откуда на тот момент Красную Армию не сумели выбить гитлеровцы. На Эзеле был аэродром Кагул, который мог быть подготовлен для удара по Берлину.
Сталин одобрил план, предложенный ВМФ. Первому минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского был отдан приказ произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Общее командование операцией было поручено генералу Жаворонкову…
В 21:00 7 августа группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 под командованием полковника Преображенского вылетела с аэродрома Кагул. Помимо фугасных бомб, бомбардировщики снарядили и «агитбомбами», начиненными листовками. Эти листовки должны были показать немцам, кто именно нанес удар.
Немцы видели самолеты, идущие в сторону Берлина. В районе Штеттина немецкие прожектористы своим светом даже предлагали осуществить посадку на ближайшем аэродроме. Наземные службы Третьего Рейха были уверены, что над ними свои самолеты, возвращающиеся с задания.
Когда первая группа бомбардировщиков подошла к Берлину, там явно не ждали нападения. Никакой светомаскировки, город ярко освещен, и это помогло советским летчикам в нанесении ударов. Гасить освещение в Берлине стали лишь тогда, когда раздались первые взрывы бомб.
Часть самолетов группы Преображенского нанесла удар не по самому городу, а по его предместьям.
Гитлеровская ПВО «ожила». Бомбардировщики прорывались назад сквозь разрывы снарядов противника. Нарушив радиомолчание, командир группы Евгений Преображенский приказал передать в штаб: «Мое место — Берлин. Работу выполнил. Возвращаюсь. Чтобы ни случилось при возвращении, Родина должна знать, что удар по столице Рейха состоялся».
А дальше были тяжелейшие годы отступлений и побед, поражений и наступлений. Но первый взлет боевого духа состоялся!..
Мы гордимся и с благодарностью помним их подвиги!
Сегодня то, что недоделали в 1945 году, доделывают внуки советских солдат-победителей на территории Украины, громя банды нацистов и бандеровцев.
Нет коричневой чуме!
Победа будет за нами!
Слава русскому солдату-победителю!!!!
Президиум ЦС РУСО.