Прокуроры изучают ситуацию: возобновилась борьба за возвращение в Саратов Як-3, застрявшего в московском частном музее

Инициатором выступила депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова.

Эта нашумевшая история многим в Саратове известна: в 1942 году колхозник из села Степное Саратовской области Ферапонт Головатый на собственные деньги, вырученные от продажи меда, купил на Саратовском авиазаводе истребитель Як-1.

Самолет был торжественно вручен летчику-асу Борису Еремину и прямо с завода улетел на фронт. Через два года, когда летный ресурс подарка закончился, колхозник Головатый снова скопил средства и подарил Еремину самолет Як-3, считавшийся одним из лучших истребителей Второй мировой.

Як-1 был возвращен в Саратов и занял почетное место в музее боевой славы на Соколовой горе, а вот судьба истребителя Як-3 сложилась иначе. Именной самолет № 1712 с 14 звездочками на борту, символизирующими число побед летчика-аса, попал в музей ОКБ имени А.С. Яковлева (конструкторское бюро, разработчик воздушных судов системы Як), откуда в 1991 году был вывезен в США для участия в авиашоу. Иностранные гастроли боевого истребителя затянулись, вплоть до 2014 года реликвия стояла в частном музее в Калифорнии, так как дорогу обратно в Россию ОКБ имени А.С. Яковлева оплачивать не пожелало.

За возвращение самолета бился Герой Советского Союза Борис Еремин, но вернуть свой «ястребок» на родину так и не сумел. Однако в 2014 году благодаря запросу депутата Госдумы Ольги Алимовой государство вспомнило о военной реликвии.

На обращение депутата живо откликнулся Министр иностранных дел Сергей Лавров, и в итоге в США отправилась пафосная делегация из чиновников и политиков. Встрепенулись и саратовские власти, тем более что ответы высоких инстанций были однозначны: борт №1712 вернется в Саратов.

С помпой самолет прибыл в Россию, но в том же 2014 году акционеры ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» приняли решение передать реликвию в частный музей известного коллекционера Вадима Задорожного. Только в 2016-м Росимущество установило, что ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не может предъявить документы, доказывающие право собственности акционеров на самолет.

Произошло это благодаря настойчивости депутата Госдумы Ольги Алимовой, ветеранов Саратовского авиазавода Александра Бернадского, Валентина Аристархова и других, а также родственников Ферапонта Головатого.

Самолет не попал в приватизационную массу, так как на момент акционирования ОКБ уже гастролировал в США. Стало быть, экспонат остался в реестре федерального имущества, является объектом казны РФ и решение о его судьбе должно принимать государство!

Казалось бы, все однозначно, однако столичный коллекционер Вадим Задорожный имеет в верхах немалый вес и большие связи. Доказательство тому – статья в федеральных «Известиях», где Саратову дали понять, что он для такой крутой машины не вышел ни масштабом, ни значением, да и постамент у нас низковат.

А вот уважаемый коллекционер оплатил возвращение истребителя на Родину и его реставрацию. Более того, на великой силе вложенных капиталов легендарный «ястребок» вот-вот воспарит, как в боевые годы! Желающие могут прочитать этот текст. Особенно впечатляет такой абзац:

— Идея отдать самолет в Саратов, чтобы он стоял прикованным к земле в малопосещаемом региональном музее, а не летал на многотысячных авиашоу во славу нашей Победы, является преступлением против памяти о подвиге нашего народа в той войне и прямо противоречит поручениям президента РФ, — заявил «Известиям» Вадим Задорожный, директор Музея техники.

Слова про авиашоу — откровенный блеф, рассчитанный на безграмотные массы. Восстановить летную годность воздушного судна, выпущенного в 1944 году, невозможно. От подлинника останется только знаменитая надпись на борту, а кроме того, необходим будет большой объем наземных и летных испытаний.

Причем для получения сертификата летной годности испытания проводиться должны не на одном образце. То есть для того, чтобы допустить борт №1712 к полетам, по закону надо изготовить несколько новоделов-дубликатов.

Кто пойдет на такие расходы? Ясно, что не Задорожный, изрядно истощивший мошну в пылу борьбы за уникальный экспонат.

Но у влиятельного коллекционера и его идеи «многотысячных авиашоу» оказался могущественный сторонник — Дмитрий Рогозин, на тот момент вице-премьер правительства.

И вот с одной стороны публикация в «Известиях» сообщает, что самолет – федеральная собственность, объект казны, а с другой передает тревогу могущественного чиновника, который в 2017 году дал поручение Минэкономразвития и Объединенной авиастроительной корпорации найти решение проблемы.

После этой публикации стало понятно, что легендарный «ястребок», оставшийся неуязвимым для фашистских снарядов и воздушных атак, имеет все шансы застрять в сетях жадности и чиновничьего лукавства.

Так оно и произошло: в 2018 году на запросы депутата Ольги Алимовой Росимущество начало отвечать, что самолет Як-3 зав. № 1712 является собственностью ОКБ им. А.С. Яковлева, а обоснованием этого утверждения стало вдруг письмо аппарата правительства РФ от 10.01.2018 г. № П44-369, где со ссылкой на зампредседателя правительства РФ Рогозина Д.О. сообщается, что самолет Як-3 зав. № 1712 не является федеральной собственностью.

Но ведь в марте 2017 года ТУ ФАУГИ в Московской области направило в адрес ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» письмо от 1.03.2017 г. № МФ/09-1838 с приложением поручения Росимущества от 31.01.2017 г. № КХ-09/3205Ж, в котором Росимущество РФ излагает свою обоснованную позицию и поручает учесть самолет в Реестре федерального имущества и передать его в Саратов.

В этом поручении было указано, что самолет Як-3 зав. № 1712 является исторической ценностью и подлежит учету в Реестре федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Более того, в том же 2017-м самолет Як-3 зав. № 1712 был учтен в реестре федеральной собственности с реестровым номером № В23510046779.

Что же все это значит? Неужели мнение одного вице-премьера было поставлено выше всех законов? Но нет, оказывается, у ОКБ имелся документ — письмо заместителя руководителя Росимущества Д.А. Солодовникова от 19.10.2017 г. № ДС-18/40324, где сообщалось:

«По результатам анализа пакета документов (прилагается) предоставленного с обращением ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева» (далее — ОАО) от 9. октября 2017 г. № 2065-01 выяснилось, что самолет Як-3 является собственностью ОАО и состоит на балансе с инвентарным номером 1590000101.

На основании вышеизложенного поручено в срок до 31 октября 2017 г.: — исключить карту сведений в отношении самолета Як-3 (РФНИ В23510046779) ошибочно учтенную в реестре, на основании пакета копии документов, предоставленного с обращением ОАО ««Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева» от 9 октября 2017 г. № 2065-01….».

Эта бумага все решила как по волшебству: даже когда лоббист Рогозин покинул правительство и возглавил Роскосмос, усилия депутатов Госдумы, областных властей, ветеранов войны, бывших работников авиазавода не смогли снять «ястребок» с прикола. Не дожила до прямой линии с Владимиром Путиным внучка Ферапонта Головатого Лидия Сергеевна Тюрникова, отправившая организаторам прямой линии полное боли письмо. В борьбу за самолет включились и дети тружеников САЗа, направив обращение в прокуратуру.

Бессильным оказался даже наш великий земляк Вячеслав Володин … Борт №1712 намертво прирос к Музею техники в Подмосковье, он успешно монетизирован, работает на кассу частного заведения и подпитывает известного на всю Россию ловца артефактов.

В Саратов же к Дню Победы в 2021 году прибыл макет, сработанный из фанеры, металла, стеклопластика и композитов на производственной базе предприятия «Макет РФ» в городе Уфа.

 — Только в этом году стало известно, что у ОКБ им. Яковлева есть то письмо от замруководителя Росимущества, — рассказала «БВ» Ольга Алимова. – Конечно, очень хочется увидеть пакет документов, который предоставило чиновникам ОКБ. Надеюсь, это удастся ФАУГИ и прокурорским структурам, в которые я направила запросы.

Напомню, сначала ОКБ им. Яковлева ссылалось на срок приобретательной давности, но его нужно подтверждать в суде, а никаких сведений о подобных решениях судов у меня нет. Поэтому могу предположить, что выбран был другой путь. Тогда вся суть в том пакете документов, надеюсь, ему дадут правовую оценку прокуратура и госструктуры.

Отметим, что и сам великий лоббист давно уже спущен с высот Роскосмоса, причем на землю приземлился как-то удачно. Если верить некоторым тг-каналам, сегодня г-н Рогозин пытается восстановить было влияние, но у него не слишком получается. На данный момент, как видно из ответов на запросы депутата, прокурорские структуры изучают ситуацию. Будем ждать результата.

www.business-vector.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Энгельс. АГИТРЕЙДЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ!

Вт Июл 25 , 2023
Энгельсские комсомольцы провели агитрейд в Марксовском районе. Post Views: 352

Рубрики