В который раз его объявляет Госдума полуподпольным алкоточкам, где страждущие могут разжиться горячительными напитками в режиме 24/7. Когда-то подобные местечки назывались «забегаловками», «рюмочными», «шалманчиками», «питьё на вынос».
Теперь – это «наливайки», рыночно-бесконтрольная форма торговли алкоголем, нередко ядовитым. «Наливайки» зачастую возникают на первых этажах многоквартирных домов в небольших магазинчиках, кафе, закусочных на правах нелегального, но доходного «бизнеса». Продавцы «наливаек» с готовностью отпускают пойло хоть в разлив, хоть «на вынос». Самая оживлённая торговля у «наливаек» происходит ночью. В это время к ним подтягивается специфический контингент и непотребное веселье длится до утра. Только жильцам близлежащих домов уже невмоготу терпеть «наливайкино» соседство. Они жалуются во все инстанции, в том числе и думцам, требуя закрыть непотребный «бизнес».
«Из-за деятельности «наливаек» люди не могут жить спокойно. Порядок в этой сфере необходимо навести как можно быстрее», — настраивал депутатов спикер В.Володин при рассмотрении Госдумой в первом чтении проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Документ подготовила специально созданная рабочая группа. Она считается межфракционной, но из 37 человек в ней — всего по одному представителю от малых фракций (4 депутата) остальные – «ЕдРо» плюс 3 сенатора, разделяющие позиции правящей партии. Так что законопроект строился на либерально-рыночных принципах: строгости будут, но, те, которые не повредят алкобизнесу.
Обсуждение было большим. Правительственную ложу заполнили министерские чиновники. В их числе — зам. министра финансов РФ Алексей Сазанова и врио руководителя Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками Денис Гуляев. В формате видео-конференц-связи участвовали в дискуссии представители заксобраний 80 субъектов РФ.
Всё указывало на значимость темы – решительная борьба с «наливайками» и новый законопроект, как инструмент этой борьбы.
Правда, обмолвился Володин, ранее уже принимался закон по борьбе с «наливайками». Но, «заложенные в нём меры оказались недостаточными. «Наливайки» продолжают действовать в многоквартирных домах, у регионов по-прежнему нет действенных рычагов, хотя им переданы полномочия и по площади, и по ограничениям на крепкие алкогольные напитки. Надо установить время работы «наливаек», контроль за так называемыми псевдокафе. Нашлась лазейка, через которую разливают и крепкие напитки, и пиво, и другие напитки, которые приводят к плачевным последствиям. Жильцы страдают от шума, пьяных разборок…».
Как писался новый антиналивайкинский законопроект, и какие меры борьбы предложены, рассказал парламентариям руководитель рабочей группы единоросс Максим Топилин. По его словам, в разгар работы над проектом пришло печальное известие о массовом отравлении и гибели людей в Самаре от напитка «Мистер Сидр». «Срочно пришлось расширять палитру рассмотрения».
В итоге, рабочая группа решила предоставить регионам право запрета на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в псевдокафе, расположенных в многоквартирных домах. «Наливайкам» запрещается использовать схему «днем — магазин, ночью — кафе».
Проектом устанавливаются ограничения при производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; не допускается производство алкоголя с добавлением этилового спирта, если такое не предусмотрено законодательством РФ; запрещается производство пивных напитков из закупленного пива, давать алкогольной продукции наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности с учётом срока годности или срока хранения.
Положения одобрила рабочая группа. Но, на пленарном заседании Госдумы от депутатов прозвучали сомнения, что такие меры избавят народ от «наливаек» и прочих «рюмочных», которые даже в момент думской дискуссии продолжают продавать, наливать, травить, собирать антисоциальные группы с их нецензурщиной и антисанитарией рядом с жилыми домами и детскими площадками.
И ещё. Запреты и ограничения могут вводиться только после проверок этих «точек». Но, ведь сейчас наложен мораторий на проверки бизнеса. Как с этим быть?
«Комитет по экономической политике, продумывая дополнительную регуляторику, старался не ущемить права добросовестных предпринимателей», — рассуждал единоросс Сергей Алтухов.
Партия власти, а вслед за ней и зам. министра Сазанов выражали глубокую озабоченность не положением граждан, страдающих от алкогольного «бизнеса», а судьбой предпринимателей, набивающих свои карманы деньгами, заработанными на спаивании слабовольных граждан, на унижении законопослушного населения антисоциальными сборами алкоголиков, на обмане, на бесконтрольной торговле опасными для жизни напитками.
Конечно, не о таких полумерах, думалось коммунистам, когда зашла речь о решительном законопроекте. Для чего огород городить с кучей «мер», если достаточно было бы одной: запретить «наливайки» и прочую нелегальную торговлю алкоголем – и всё.
Но, нет… Как объяснил Сазанов, «алкогольная продукция, которая является частью ассортимента магазинов, расположенных в многоквартирных домах, позволяет компенсировать торговую наценку на социально значимые товары и делает такой магазин прибыльным».
А здоровье людей неважно? Для минфиновца главное — выручка, которая будет потеряна при запрете «наливаек». И тогда, грозился чиновник, наступит удорожание продуктов, в частности, хлеба, молока, которые продаются в подобных магазинах…
И в этом состоит «радость» рыночной экономики?
Цинизм, господа, капиталисты!
А по-настоящему, все подобные проблемы исчезли бы одним махом, если бы был принят закон КПРФ о государственном регулировании производства и продажи спиртоводочной продукции.
Соответствующий вопрос прозвучал от генерала Виктора Соболева (КПРФ):
«Не думало ли правительство о вводе монополии государства на производство и продажу алкогольных напитков? Со времен Киевской Руси, и в Российской Империи, и в Советском Союзе была такая монополия. Все вопросы будут сняты мгновенно».
«Правительство и Минфин не планируют вводить монополию на спирт или на производство алкогольной продукции, — отрезал зам. министра Сазанов. — В настоящее время казна пополняется за счет НДСов и акцизов, потребности в создании монополии нет».
Дальнейшая дискуссия раскрыла двуликость единороссов. С одной стороны, они выражали сочувствие народу, терпящему горести от «наливаек», демонстрировали желание избавить от этого зла общество. Но, когда депутаты стали высказывать сущностные предложения и ставить острые вопросы, им володинская команда отключала микрофон, обрывая их речи на полуслове.
Прерваны были выступления Николая Коломейцева, Оксаны Дмитриевой, Нины Останиной, Алексея Куринного.
Володин же «философствовал», сколько хотел, не жалея времени, но, не внеся ничего толкового в законопроект.
В итоге, Госдума проголосовала за принятие закона о якобы борьбе с «наливайками» в версии рабочей группы: за – 383, против и воздержавшихся не было.
Топилин же, чувствуя недовольство депутатского корпуса пустым, по сути, законопроектом, попытался оправдаться обещанием ужесточить меры в противостоянии с «наливайками» в ходе второго чтения. Верил ли он в свои обещания? Сомнительно…
Тот факт, что данный закон должен вступить в силу 1 апреля 2024 года, говорит сам за себя. 1 апреля – тот самый день, когда верить не стоит.
Окончательное принятие законопроекта состоится уже в весеннюю сессию. Коммунисты настроены дать настоящий бой алкогольному злу.
Галина Платова.