Сергей Обухов про экспертизу предвыборных роликов кандидатов в президенты

Доктор политических наук Сергей Обухов в социальных медиа прокомментировал агитационные видеоролики кандидатов в президенты.

Обухов Сергей Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук

Кандидаты в президенты представили на суд российских избирателей свои агитационные ролики. А государственное телевидение исправно их крутит в различное время (согласно жеребьевке, проведенной ЦИК РФ).

 

У кандидата от «Новых людей» Владислава Даванкова был обнаружен один агитационный видео-материал, где на быстро меняющихся кадрах он рассказывает про себя как простого бизнес-парня, разъезжающего в бизнес-классе «Сапсана» и здоровающегося с чудо-роботами.

Действующий президент и кандидат-самовыдвиженец Владимир Путин выпустил линейку видео-агитпродукции. Здесь и рассказ из жизни животных: лидер страны закадровым голосом описывает повадки хозяина тайги медведя. Здесь и ролик с официозом и риторическими вопросами про обеспечение развития и стабильности, которые обеспечит «только Он». Тут же видео-агитка на тему «Россия, которую мы потеряли в 2022 году» для прогрессистов с вакциной «Спутник», ледоколами имени Кириенко и ракетами в космос. И, наконец, четвертый ролик с призывом голосовать за того, «кому можно доверить страну» с нарезкой из космических кораблей, проходов президента по подиумам и сменой транспортных средств.

Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий отметился одним агит-роликом в кабинете Жириновского, где он занимался манипуляциями с табличками «Жириновский» и «Слуцкий». Второй видеоролик с перечислением истории предвыборных лозунгов ЛДПР вышел в эфир уже после начала  экспертной дискуссии и не был включен в анализ.

У кандидата КПРФ Николая Харитонова два варианта ролика про его будущую работу в Кремле, где он намерен выключить из повестки всяческую капиталистическую болтовню. Агитационный ролик про достижения народных предприятий, которые курирует КПРФ. И агитматериал по программным требованиям – от налоговой реформы до отмены пенсионного грабежа.

Понятно, что кандидаты представили творчество на всякий вкус и цвет. А вот на решение, каких задач направлены все эти агитационные продукты? Поэтому Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) провел экспертное обсуждение развернувшейся «войны роликов» и подготовил доклад по материалам экспертной дискуссии.

  1. В номинации оригинальности, неожиданности и запоминаемости экспертное сообщество, участвовавшее в дискуссии, однозначно выделили ролики «Медведь в тайге» В.В.Путина и «На работу в Кремль» Н.М.Харитонова.

Да, каждый из этих роликов вызывал противоречивые экспертные оценки. По «медведю» были и признания типа «шедевр», и ироничные замечания про необходимости дополнить стереотипного медведя таким же стереотипным упоминанием водки и балалайки. По «работе в Кремле» Харитонова также эксперты представляли полярные оценки – от восторгов до спорных политико-психологических интерпретаций сжатого кулака и критики времени начала работы Харитонова в Кремле с 14 часов.

  1. В любом случае, ролики и Путина, и Харитонова «зацепили» аудиторию. Более того, агитматериал «На работу в Кремль!» завирусился, что бывает не часто, и стал мемом.

При этом неплохо оценены и другие агитматериалы этих кандидатов. У Путина хороша нарезка из новостного агиттворчества «Первого» канала и «России», где кандидат/президент демонстрирует свои навыки управления всеми механическими средствами передвижения.

Харитонов, кстати, единственный среди всех кандидатов в президенты представил ролик с изложением своей предвыборной программы. Эксперты справедливо признали, что эта агитпродукция – прекрасный образец не эмоционально ориентированной политической рекламы, а рациональной пропаганды, «продолжающей социал-демократические традиции просвещения». Здесь и конкретная информация и конкретные предложения с опорой на реальный позитивный опыт. Этого больше нет ни у одного из кандидатов, включая Путина.

  1. Нейтрально-позитивное и критичное отношение к агитпродуктам кандидатов Слуцкого и Даванкова доминировало в экспертных оценках. Безыдейную эксплуатацию тезиса, что «хорошее новое лучше текущего старого» у Даванкова эксперты, при всей критике, оценили скорее позитивно: неяркий, не-впечатляющий, банальный образ как раз показывает «парня с нашего двора», что, видимо, и было целью создателей.
  2. Ну и ролик Слуцкого с передвижением табличек также оценен прагматично, как решающий утилитарную задачу легитимизации нового лидера ЛДПР как преемника покойного Жириновского. Хотя любая попытка взять чужое и выдать за свое имеет явный неприятный привкус.
  3. Вместе с тем, агитматериалы Н.М. Харитонова и КПРФ все же характеризуются определенным «замахом» на общенародность, включая презентацию собственной предвыборной программы.
  4. Отметим также, что роликам всех кандидатов явно не хватило касания «темы СВО», которая вероятно (несмотря на огромную актуальность) оказалась табуирована.
  5. Эксперты пришли к однозначному выводу: видео-агитматериалы всех кандидатов ориентированы, преимущественно, на ядерный электорат партий и явно не решают задачу выхода за слои традиционных сторонников. Сохранение статус-кво, как цель политико-бюрократической процедуры под названием «перевыборы Путина в период СВО», видимо, наложила отпечаток и на агитационные материалы всех кандидатов.
  6. При этом эксперты согласились, что кандидаты Харитонов, Слуцкий и Даванков работали на свой ядерный электорат, решая разные тактические задачи. Если у Харитонова было все четко для своих, то Слуцкий вынужден самоутверждаться как преемник Жириновского, а Даванков просто решал элементарные задачи узнаваемости. А вот с роликами Путина посложнее. Да, они работали на ядерную аудиторию партии власти. При этом агитпроп президента посылал все остальным сигнал, что при Путине и дальше будет не хуже. А периферии партийных электоратов оппонентов, что он тоже свой, и «просоветский» (для левых) и супер-державник (для наследников Жириновского). А вот для либералов какого-то особого послания не было, что, видимо, и создавало поле для их консолидации вокруг кандидатуры Даванкова.
  7. Риски широкого недовольства роликами эксперты оценили как весьма невысокие. Потенциально недовольные, скорее воспринимали их как «белый шум», а критичные сторонники – прощали, продолжая «болеть за своих».
  8. В любом случае, как следует из доклада, агиткампания в форме видеоматериалов кандидатов на телевидении и в соцсетях хотя и не принесла сенсаций (завирусился и стал мемом только ролик Харитонова), но соответствовала общему уровню внимания к данной, во многом плебисцитарной, президентской избирательной кампании.

Аналитический доклад ЦИПКР. Агитационные видеоролики кандидатов в президенты: кто эффективнее решил свои предвыборные задачи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Памятки КПРФ по наблюдению на выборах Президента 17 марта 2024 года

Вт Мар 5 , 2024
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний разработал Памятки для членов УИК, наблюдателей и иных участников наблюдения по работе в УИК на выборах Президента 17 марта 2024 года. Post Views: 497

Рубрики