Доктор политических наук Сергей Обухов в социальных медиа прокомментировал агитационные видеоролики кандидатов в президенты.
Кандидаты в президенты представили на суд российских избирателей свои агитационные ролики. А государственное телевидение исправно их крутит в различное время (согласно жеребьевке, проведенной ЦИК РФ).
У кандидата от «Новых людей» Владислава Даванкова был обнаружен один агитационный видео-материал, где на быстро меняющихся кадрах он рассказывает про себя как простого бизнес-парня, разъезжающего в бизнес-классе «Сапсана» и здоровающегося с чудо-роботами.
Действующий президент и кандидат-самовыдвиженец Владимир Путин выпустил линейку видео-агитпродукции. Здесь и рассказ из жизни животных: лидер страны закадровым голосом описывает повадки хозяина тайги медведя. Здесь и ролик с официозом и риторическими вопросами про обеспечение развития и стабильности, которые обеспечит «только Он». Тут же видео-агитка на тему «Россия, которую мы потеряли в 2022 году» для прогрессистов с вакциной «Спутник», ледоколами имени Кириенко и ракетами в космос. И, наконец, четвертый ролик с призывом голосовать за того, «кому можно доверить страну» с нарезкой из космических кораблей, проходов президента по подиумам и сменой транспортных средств.
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий отметился одним агит-роликом в кабинете Жириновского, где он занимался манипуляциями с табличками «Жириновский» и «Слуцкий». Второй видеоролик с перечислением истории предвыборных лозунгов ЛДПР вышел в эфир уже после начала экспертной дискуссии и не был включен в анализ.
У кандидата КПРФ Николая Харитонова два варианта ролика про его будущую работу в Кремле, где он намерен выключить из повестки всяческую капиталистическую болтовню. Агитационный ролик про достижения народных предприятий, которые курирует КПРФ. И агитматериал по программным требованиям – от налоговой реформы до отмены пенсионного грабежа.
Понятно, что кандидаты представили творчество на всякий вкус и цвет. А вот на решение, каких задач направлены все эти агитационные продукты? Поэтому Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) провел экспертное обсуждение развернувшейся «войны роликов» и подготовил доклад по материалам экспертной дискуссии.
- В номинации оригинальности, неожиданности и запоминаемости экспертное сообщество, участвовавшее в дискуссии, однозначно выделили ролики «Медведь в тайге» В.В.Путина и «На работу в Кремль» Н.М.Харитонова.
Да, каждый из этих роликов вызывал противоречивые экспертные оценки. По «медведю» были и признания типа «шедевр», и ироничные замечания про необходимости дополнить стереотипного медведя таким же стереотипным упоминанием водки и балалайки. По «работе в Кремле» Харитонова также эксперты представляли полярные оценки – от восторгов до спорных политико-психологических интерпретаций сжатого кулака и критики времени начала работы Харитонова в Кремле с 14 часов.
- В любом случае, ролики и Путина, и Харитонова «зацепили» аудиторию. Более того, агитматериал «На работу в Кремль!» завирусился, что бывает не часто, и стал мемом.
При этом неплохо оценены и другие агитматериалы этих кандидатов. У Путина хороша нарезка из новостного агиттворчества «Первого» канала и «России», где кандидат/президент демонстрирует свои навыки управления всеми механическими средствами передвижения.
Харитонов, кстати, единственный среди всех кандидатов в президенты представил ролик с изложением своей предвыборной программы. Эксперты справедливо признали, что эта агитпродукция – прекрасный образец не эмоционально ориентированной политической рекламы, а рациональной пропаганды, «продолжающей социал-демократические традиции просвещения». Здесь и конкретная информация и конкретные предложения с опорой на реальный позитивный опыт. Этого больше нет ни у одного из кандидатов, включая Путина.
- Нейтрально-позитивное и критичное отношение к агитпродуктам кандидатов Слуцкого и Даванкова доминировало в экспертных оценках. Безыдейную эксплуатацию тезиса, что «хорошее новое лучше текущего старого» у Даванкова эксперты, при всей критике, оценили скорее позитивно: неяркий, не-впечатляющий, банальный образ как раз показывает «парня с нашего двора», что, видимо, и было целью создателей.
- Ну и ролик Слуцкого с передвижением табличек также оценен прагматично, как решающий утилитарную задачу легитимизации нового лидера ЛДПР как преемника покойного Жириновского. Хотя любая попытка взять чужое и выдать за свое имеет явный неприятный привкус.
- Вместе с тем, агитматериалы Н.М. Харитонова и КПРФ все же характеризуются определенным «замахом» на общенародность, включая презентацию собственной предвыборной программы.
- Отметим также, что роликам всех кандидатов явно не хватило касания «темы СВО», которая вероятно (несмотря на огромную актуальность) оказалась табуирована.
- Эксперты пришли к однозначному выводу: видео-агитматериалы всех кандидатов ориентированы, преимущественно, на ядерный электорат партий и явно не решают задачу выхода за слои традиционных сторонников. Сохранение статус-кво, как цель политико-бюрократической процедуры под названием «перевыборы Путина в период СВО», видимо, наложила отпечаток и на агитационные материалы всех кандидатов.
- При этом эксперты согласились, что кандидаты Харитонов, Слуцкий и Даванков работали на свой ядерный электорат, решая разные тактические задачи. Если у Харитонова было все четко для своих, то Слуцкий вынужден самоутверждаться как преемник Жириновского, а Даванков просто решал элементарные задачи узнаваемости. А вот с роликами Путина посложнее. Да, они работали на ядерную аудиторию партии власти. При этом агитпроп президента посылал все остальным сигнал, что при Путине и дальше будет не хуже. А периферии партийных электоратов оппонентов, что он тоже свой, и «просоветский» (для левых) и супер-державник (для наследников Жириновского). А вот для либералов какого-то особого послания не было, что, видимо, и создавало поле для их консолидации вокруг кандидатуры Даванкова.
- Риски широкого недовольства роликами эксперты оценили как весьма невысокие. Потенциально недовольные, скорее воспринимали их как «белый шум», а критичные сторонники – прощали, продолжая «болеть за своих».
- В любом случае, как следует из доклада, агиткампания в форме видеоматериалов кандидатов на телевидении и в соцсетях хотя и не принесла сенсаций (завирусился и стал мемом только ролик Харитонова), но соответствовала общему уровню внимания к данной, во многом плебисцитарной, президентской избирательной кампании.