Капитал карает за малейший отход от установленных им правил. В Колумбии и Гондурасе раскрыты планы свержения левых правительств. Неолиберальный режим Эквадора пытается удержаться у власти, впустив американские войска.
«Народ с тобой!»
Буржуазная демократия всегда служила ширмой для господства капиталистов. На словах даровав её народу, правящий класс крепко держит вожжи в своих руках. Он строго дозирует и многопартийность, и выборы, и свободу слова. Если же контроль ослаб и к власти пришли неугодные силы, воротилы легко сбрасывают с себя маски демократов, обнажая лица лжецов, злодеев, мошенников.
Два года назад в Колумбии президентом был избран кандидат левой коалиции «Исторический пакт» Густаво Петро. Избиратели поддержали программу демонтажа социально-экономической системы, сделавшей страну одной из самых неравноправных в мире. По коэффициенту Джини, показывающему степень расслоения, Колумбия занимает первое место в регионе и третье (после ЮАР и Намибии) на планете.
Новое правительство приступило к смелым преобразованиям. Оно провело прогрессивную налоговую реформу, увеличившую сборы с богатых граждан и с доходов крупных компаний. Но уже следующая инициатива по реформированию здравоохранения, с переходом от всевластия частных фондов к государственной системе, натолкнулась на саботаж со стороны буржуазных сил. Либеральная и Консервативная партии изначально пошли на союз с «Историческим пактом», рассчитывая перетянуть правительство вправо, однако, убедившись в тщетности расчётов, перестали притворяться.
С тех пор кабинет Петро находится в жестоком конфликте с капиталом, имеющим в своём распоряжении большинство депутатских мест, влиятельные СМИ и дёргающим за нитки судебную систему. Конституционный суд назвал незаконным повышение налогов для крупного бизнеса, фактически нивелировав реформу.
Не желая дожидаться следующих выборов, правые запустили программу свержения правительства. Петро и его соратники обвиняются в нарушениях финансирования избирательной кампании, оппозиция грозит начать в парламенте процедуру импичмента. Впрочем, есть у противников власти и «план Б».
В июле в департаменте Каука подвергся обстрелу кортеж вице-президента Франсии Маркес. Незадолго до этого произошли покушения на её отца и племянников. Убийство самого Петро, как сообщили в силовых структурах, планировалось на параде в честь Дня независимости 20 июля. А уже в сентябре глава государства сообщил о спланированном перевороте, в который вовлечены правые партии, монополии и СМИ. «За этим кроются большие деньги», — заявил Петро. По его словам, заговорщики взяли за образец события 2022 года в Перу и 2019 года в Боливии, собираясь отстранить президента по обвинению в нарушении закона и заменить его спикером сената, членом Консервативной партии Эфраином Сепедой.
Ещё одной зловещей исторической параллелью стали протесты грузоперевозчиков. Водители выразили несогласие с повышением цен на дизельное топливо с 0,6 до 0,8 долл. за литр и перекрыли важнейшие трассы. Всего ими было установлено 120 самовольных блокпостов. Напомним, направляемая ультраправыми силами забастовка дальнобойщиков стала важным этапом подготовки чилийского путча 1973 года.
Спустя пять дней правительству удалось договориться с протестующими. Ударом по планам оппозиции стала и общенациональная мобилизация в поддержку правительства 19 сентября. Массы людей вышли на площади столицы и других городов под лозунгом «Петро, народ с тобой!».
Умело пользуясь разнородностью оппозиции, власти не оставляют попыток преобразований. Нижней палатой парламента одобрена пенсионная реформа, предусматривающая создание государственного социального фонда Colpensiones. Средства в него будут отчислять работники, зарабатывающие меньше 2,3 минимальной зарплаты. Взносы остальных разделены между Colpensiones и частными страховыми организациями по выбору. Для получения пенсии необходимо делать отчисления в течение 1300 недель (примерно 35 лет) для мужчин и 1000 недель (27 лет) для женщин. Срок сокращается на 50 недель за каждого рождённого ребёнка, предусмотрены пониженные размеры взносов для жителей предпенсионного возраста.
Как заявляет Петро, пенсия должна быть правом, а не привилегией. Сегодня какие-либо выплаты получают 24 процента пожилых колумбийцев. В случае успеха реформы их доля вырастет минимум до 87 процентов. Однако для этого законопроект должен быть принят сенатом и одобрен Конституционным судом.
На стадии рассмотрения находится трудовая реформа. Среди её положений — 42-часовая рабочая неделя, справедливая оплата за работу в праздники и выходные, выплата компенсаций при увольнениях, формализация трудовых отношений для крестьян и т.д. В то же время из документа исключён ряд первоначальных положений, касающихся расширения прав профсоюзов, проведения забастовок, коллективных переговоров.
В сентябре в парламент был внесён проект новой налоговой реформы. Среди прочего кабмин предлагает обложить налогами зарабатывающих больше 350 тыс. долл. в год, увеличить налог на прирост капитала с 15 до 20 процентов.
Несмотря на ограниченные возможности власти, результаты её политики уже видны. Только за первый год правления Петро уровень бедности сократился с 36,6 до 33 процентов. Более чем на треть снизились темпы вырубки лесов Амазонии. На 9,5 млрд долл. вырос совокупный фонд заработной платы.
Угроза переворота, впрочем, не миновала, тем более что США не скрывают недовольства политикой Колумбии. Напомним, правительство разорвало отношения с Израилем, открыто клеймя «логику массового уничтожения». «Могущественная мировая олигархия позволяет сбрасывать бомбы на Газу, Ливан, Судан, экономической блокадой душит страны, которые не входят в её сферу влияния, такие как Куба и Венесуэла», — заявил Петро с трибуны Генассамблеи ООН.
Ответом стали ультиматумы в западных СМИ. «Петро потакает своей революционной ностальгии и ставит борьбу выше интересов страны. Это будет дорого стоить ему и его соотечественникам», — грозит американский журнал «Национальный интерес». В «ущемлении интересов инвесторов» обвинил Боготу госдепартамент США.
План переворота
Аналогичный сценарий осуществляется в Гондурасе. Вашингтон всегда относился к нему как к части своего «заднего двора». Вот почему независимая политика Мануэля Селайи, установившего тесные отношения с левыми правительствами и присоединившегося к Боливарианскому альянсу АЛБА, вызвала сопротивление. В 2009 году в стране произошёл переворот, к власти пришёл землевладелец, американский ставленник Порфирио Лобо. Его сменила не менее одиозная фигура — Хуан Эрнандес. При нём власти открыто сотрудничали с наркокартелями и воссоздали «эскадроны смерти» для расправ над левыми активистами.
Подавить народную волю репрессии не смогли. В 2021 году на выборах победила супруга Селайи, кандидат левой Партии свободы и возрождения Сиомара Кастро. Новой власти удалось добиться немало. Уровень убийств снизился с 44 до 31 на 100 тыс. человек. Правительство объявило о субсидиях на свет для миллиона семей и пересмотре контрактов с частными компаниями, продававшими государству электроэнергию по завышенной цене.
Попытки реванша объединили внутреннюю и внешнюю реакцию. Через несколько дней после встречи с заместителем посла США в Гондурасе Роем Перрином три компании подали иски на 11 млрд долл. против властей из-за «упущенной выгоды». Позже к ним присоединились ещё пять корпораций. Среди них упомянутые энергокомпании, зарубежные пенсионные фонды и т.п. В Вашингтоне раскритиковали экономическую программу Кастро как «ослабляющую частную инициативу». «Сиомара всё больше походит на своего мужа, который страстно принял кастрочавизм… Плохая дорога!» — высказалась американский конгрессмен Мария Эльвира Салазар.
Недавно нападки приняли характер ожесточённых атак. Сигналом послужило выступление посла США Лоры Догу, выразившей недовольство встречей министра обороны и начальника штаба армии Гондураса с венесуэльскими коллегами. Последних дипломат заклеймила как «наркоторговцев». После этого буржуазные СМИ распространили видеозапись 2013 года, на которой брат Мануэля Селайи якобы беседовал с наркоторговцем.
Оппозиция организовала марши с требованием отставки правительства, её лидеры говорят о смене власти как о свершившемся факте. Экс-вице-президент, член Либеральной партии Сальвадор Насралла заявил, что, став президентом, восстановит отношения с Тайванем, разорванные в прошлом году. Также он выступил против соглашения о свободной торговле с Китаем. Участились нападения на сторонников власти. 14 сентября в городе Токоа был убит член правящей партии, депутат местного совета Хуан Лопес. Перед смертью он выступал против хищнической политики иностранных горнодобывающих компаний.
В обращении к нации Кастро призвала жителей дать отпор правым силам. «Реализуется план по уничтожению социалистического и демократического правительства, — заявила она. — Мир и внутренняя безопасность республики под угрозой. Интервенционизм Соединённых Штатов и их намерение руководить политикой Гондураса через своё посольство недопустимы». Страна разорвала действовавший с 1912 года договор об экстрадиции с США. По словам Кастро, соглашение давно превратилось в политический инструмент.
В поддержку страны выступили левые силы Латинской Америки. Прекратить вмешательство потребовал президент Кубы Мигель Диас-Канель. «Вся наша поддержка и солидарность перед лицом нападок на суверенитет Гондураса», — заявил он.
Сговор с Вашингтоном
Какие правители нужны буржуазии, видно по Эквадору. Она приветствовала предательство Ленина Морено, отказавшегося от социалистического курса, и последующую победу банкира Гильермо Лассо. При её активном участии в прошлом году к власти пришёл ещё один богач — наследник бизнес-империи Даниэль Нобоа.
Несмотря на популистские обещания, президент продолжил неолиберальную политику. С 12 до 15 процентов увеличен НДС, отменены субсидии на топливо, сокращены соцрасходы. Корпорациям списаны долги по налогам почти на 2 млрд долл. Выгоду от этого получила в том числе семья Нобоа. Власти продолжают добычу нефти в национальном парке Ясуни в Амазонии, хотя большинство населения отвергло это на прошлогоднем референдуме из-за ущерба экологии и индейскому населению. Не видно успехов в войне с преступностью, по уровню которой Эквадор вошёл в число рекордсменов.
Страну охватил невиданный прежде энергетический кризис. Свет отключается по 8—13 часов в сутки, закрываются предприятия. Ежедневный ущерб оценивается в 3,5 млн долл. В придерживающейся левой идеологии Конфедерации коренных народов причиной проблем называют демонтаж государственного энергосектора и неолиберальную политику.
Но отказываться от этого курса власти не собираются, торгуя интересами страны. В сентябре Нобоа объявил о намерении переписать Пятую статью Конституции, запрещающую размещение иностранных военных баз. Её внесли при президенте Рафаэле Корреа, после чего Эквадор вывел базу ВВС США в городе Манта.
Как утверждает Нобоа, зарубежная помощь нужна для борьбы с преступностью. «Время показало, что старые решения ослабили нашу страну. Нам обещали, что Эквадор восстановит свой суверенитет, но на самом деле они [левые политики] просто передали его наркоторговцам», — заявил он. Это циничная ложь. При Корреа страна добилась прогресса в борьбе с преступностью. Уровень убийств сократился с 18 до 6 на 100 тыс. жителей. Его взрывной рост — до 45 в прошлом году — произошёл как раз при правых правительствах.
Решение властей вызвало критику оппозиции. «США нужны базы не для борьбы с наркотиками, а для контроля над Тихим океаном и борьбы против Китая», — считает один из лидеров Движения гражданской революции Андрес Араус. О том, что открытие иностранных баз подорвёт региональную стабильность, заявили в альянсе АЛБА.
Делая ставку на помощь империализма, Нобоа хочет обеспечить себе переизбрание. Всеобщие выборы пройдут в феврале следующего года. Левые партии не смогли договориться об альянсе, лишь заключив «пакт о ненападении». О своём выдвижении уже заявили Луиза Гонсалес от Движения гражданской революции, Хорхе Самбрано от «Народного единства», Леонидас Иса от партии «Пачакутик». Это облегчит капиталу сохранение его господства.