100 дней Путина в оценке немецкого эксперта

2012-08-16 13:12
Ханс Хеннинг Шрёдер, "Немецкая волна"

Сто дней у власти — это рубеж для подведения первых итогов. Как изменилась Россия после возвращения на пост президента Владимира Путина? Об этом в интервью DW рассказал немецкий эксперт по России Ханс-Хеннинг Шрёдер.

Профессор Ханс-Хеннинг Шредер (Hans-Henning Schröder) — ведущий эксперт по России и странам СНГ берлинского фонда "Наука и политика" дал свою оценку 100 дням нового президентского правления Владимира Путина и дал прогноз, какое будущее ожидает Россию в ближайшее время.

 

DW: Владимир Путин не выпускал из рук рычагов власти и на посту премьер-министра, но формально это — новый президентский срок. До выборов многие предсказывали, что мы получим нового Путина. Сбылись ли эти предсказания? Ханс-Хеннинг Шрёдер: У меня сложилось впечатление, что мы получили самую старую версию Путина. Путина, который забыл многое из того, что он делал с 2000 по 2008 годы. Он ведь не чурался реформ, он выдвигал инициативы, он работал с командой, которая пыталась творчески выстраивать политику. А сейчас ничего этого нет. — А как изменилась его команда? Кто его советники? Ведь даже автократ во главе государства — это коллективный правитель. Кто входит в его ближайшее окружение?

— Там произошли серьезные перемены. Многие люди, которые были искусными политическими манипуляторами, во всяком случае, во внутренней политике, отдалены от президента. Тут можно назвать Владислава Суркова, Глеба Павловского. Теперь к Путину вхожи такие люди, как Сергей Иванов, которые лишены фантазии. Они делают ставку на господство и силовые методы. Они не умеют искусно манипулировать.

— Вопрос о советниках был задан с прицелом на дело Pussy Riot. Ясно, что если бы участниц группы Pussy Riot приговорили к денежному штрафу, то через неделю все и говорить об этом перестали бы. А теперь это прямо-таки международный скандал… — Вы правы. Наверняка достаточно большое число жителей России осуждает поступок Pussy Riot. Но то, что творит суд, то, как ведет себя православная церковь, вызывает симпатию к этим молодым женщинам. А за границей это еще один сильный удар по репутации России. Для меня это — грубый просчет, свидетельство того, что нынешнему руководству просто недостает ума, чтобы просчитать последствия таких действий. — Закон, урезающий свободу демонстраций, драконовские штрафы, преследование участников митинга на Болотной, попытка объявить неправительственные организации и всех оппозиционеров иностранными агентами — есть ли смысл в этих репрессивных мерах?

 — Это мы увидим осенью. Демонстрации зимой и весной явно стали шоком для нынешнего руководства. И теперь оно лихорадочно готовит себе инструменты для репрессий. Я не верю, что это увенчается успехом. В России сложилось новое общество, а руководство осталось устаревшим. И это неизбежно приведет к конфликтам. — Но надо же и что-то положительное отметить: Путин вернул выборы губернаторов. Это ведь шаг в сторону либерализации? — Так было задумано. Еще в январе, при Медведеве, вернули выборы губернаторов. Правда, придуман "президентский фильтр": у президента есть право "отсеивать" неугодных. Кроме того, обещано допустить к выборам больше партий. Вот осенью на выборах и посмотрим, насколько они будут демократичными. Будут ли оказывать давление на партии, особенно в регионах, допустят ли всех кандидатов. Давайте проверим обещания на практике. Но это действительно шаг в сторону открытости процедур. — Более чем сдержанный министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) в жестких выражениях критикует российское "нет" в Совете Безопасности ООН по Сирии. Его заместительница Корнелия Пипер (Cornelia Pieper) в интервью DW говорит, что ситуация в России вызывает у нее зубную боль. Не дрейфует ли Россия в сторону полной изоляции? — Давайте смотреть на вещи реально. У российской политики сейчас — широкое поле для маневра. В США до президентских выборов серьезных решений ожидать не приходится. Так же и в немецкой политике. До выборов осенью будущего года Берлин важных шагов в сторону Востока делать не будет. Так что у России почти год на то, чтобы застолбить свою сферу интересов. Вот реальной политикой они и занимаются. Одно дело — внутриполитические глупости, которые подрывают репутацию. Другое дело — Украина, Центральная Азия. И там Россия проводит то, что называется немецким словом Realpolitik — "реальная политика".

— Но в демократических странах правительства вынуждены прислушиваться к общественному мнению. И если ведущий общественно-политический журнал Der Spiegel делает главной темой не Олимпийские игры, не кризис евро, а дело Pussy Riot и выносит на первую полосу заголовок "Путинская Россия на пути к диктатуре чистой воды" — это серьезно. Не грозит ли Путину репутация и судьба Лукашенко? — Он президент слишком большой страны. Россия слишком велика, чтобы стать изгоем. Но, повторю, настоящая политика в отношении России начнется только после выборов в США и Германии. А до тех пор и о деле Pussy Riot, и о других вещах просто забудут.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Страницы истории. Сталин, как борец за демократию

Чт Авг 16 , 2012
2012-08-16 13:16 Юрий Емельянов, по страницам газеты «Советская Россия» View the full image   «Стоит большевикам оторваться от масс и потерять связь с ними, стоит им покрыться бюрократической ржавчиной, чтобы они лишились всякой силы и превратились в пустышку», – предупреждал Сталин   Post Views: 434

Рубрики