Выборы 8 сентября станут экзаменом для новых партий, появившихся благодаря либерализации партийного законодательства, пишет Наталья Башлыкова. Несмотря на то что некоторые новые партии выдвинули объемные списки — до 900 кандидатов, — уверенными они себя не чувствуют. Как утверждают их лидеры, реализовать себя им мешают спойлеры и отсутствие финансов. Эксперты признают, что политическая реформа партийной системы состоялась лишь отчасти, но в то же время указывают на существенное расширение пространства возможностей для новых политических игроков, на волне которого особенно наглядной становится организационная и психологическая неготовность новых партий участвовать в политике всерьез.
Наталья Башлыкова, «Известия»
2013-09-05 08:41
Впервые выборы в России проходят в единый день голосования, который по новому закону назначается не два раза, как раньше, а один раз в году — поэтому они выделяются своим масштабом. 8 сентября в голосовании примут участие 110 тыс. кандидатов — как от политических партий, так и одномандатники. Самыми жаркими дни голосования обещают быть в Ярославской, Смоленской, Владимирской, Ивановской, Иркутской областях, а также на мэрских выборах в Екатеринбурге, Владивостоке и Петрозаводске. Беспрецедентным станет количество участвующих в выборах политических партий: их число в некоторых регионах превысит два десятка. Например, на выборах в Смоленскую облдуму и городскую думу Рязани избиратели получат бюллетени из 22 партийных списков, а всего в выборах примут участие 54 партии.
Напомним, что либерализация партийного законодательства стала частью переформатирования политической системы, инициированного весной прошлого года на тот момент президентом Дмитрием Медведевым. Меньше чем за месяц в Минюст было подано около 170 заявок от желающих создать свою партийную организацию.К этим выборам пройти регистрацию удалось лишь 72 из них, однако включиться в активную политическую жизнь смогли не все.
Меньше всего новички оказались готовы к губернаторским кампаниям. В восьми регионах, которым предстоит выбрать глав, своих немногих кандидатов выставили «Коммунисты России» (Республика Хакассия), «Гражданская сила» (Забайкальский край), «Гражданская позиция» (Владимирская область), КПСС (Владимирская область), «Республиканская партия России — ПАРНАС» (Москва).
— Очевидно, что ни у одной из новых партий нет возможностей и ресурсов, чтобы преодолеть муниципальный фильтр и пройти регистрацию, — объясняет сложившуюся ситуацию вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его словам, участие партий зависит от позиции региональных властей, которые пока готовы использовать их как технических кандидатов, и Кремля, заинтересованного в сохранении на этом уровне жесткой вертикали власти.
Большую активность новые партии проявили на выборах в заксобрания, которые пройдут в 16 регионах страны. Лидерами по выдвижению тут оказались Российская экологическая партия «Зеленые» — 728 кандидатов, «Гражданская платформа» — 658, «Коммунисты России» — 616, Коммунистическая партия социальной справедливости — 437, партия «Родина» — 434.
Некоторые партии выбрали для себя по одному или нескольким регионам. Так, партия «Против всех» была зарегистрирована на выборах в заксобрание Ивановской области, кандидаты партии «Женский диалог» — в Чечне, а партия «Защитники Отечества» решила побороться за места в парламенты республик — Калмыкии, Чечни и Бурятии.
— На этом уровне выборов партии делятся на несколько групп: тех, кто смог привлечь ресурсы и стать партиями региональных контрэлит, тех, у кого есть потенциал, но он еще не реализован, а также партии-спойлеры, такие как КПСС или Казачья партия РФ, сокращенно КПРФ, или «Коммунисты России», — поясняет Ростислав Туровский, напоминая, что некоторым оппозиционным и немногочисленным похожим на фиктивные партиям было отказано в регистрации.
Как полагают эксперты, на эти выборы вброшен своего рода «спойлерский пакет»: подготовлены и правильно оформлены юридические документы на партии, которые предлагаются для использования в разных форматах на региональном политическом рынке. Политтехнолог Константин Калачев, как и многие другие эксперты, считает главным игроком на этом поле лидера Демпартии России Андрея Богданова, к которому имеют отношение свыше 10 проектов, в числе которых, например, партия КПСС.
— Есть несколько вариантов вхождения в регион: через договоренности с региональными администрациями, самостоятельно, через договоренности с третьей стороной. Выдвигаются отдельные партии из «пакета» или все вместе. Под конкретные задачи, если, например, в регионе сильна «Гражданская платформа» или КПРФ, — поясняет эксперт, отмечающий профессионализм «черных технологов». Сам Андрей Богданов считает вопрос спойлерства партий философским.