Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство занимает, по различным оценкам, третье место среди причин, вызывающих в обществе социальную напряженность. При этом власть не пытается решить проблему, а перекладывает ответственность на плечи собственников. В связи с принятием 271-го федерального закона, внесшего изменения в Жилищный кодекс, предполагается осуществление капитального ремонта по новым принципам. Эксперты сформулировали основные недостатки этого закона:
• крайне маленький перечень видов работ — всего семь;
• риски в результате долгосрочного управления финансами;
• чрезмерное финансовое участие собственников (от 6 до 10—12 рублей с квадратного метра).
Несмотря на то что средства граждан должны накапливаться на конкретно выделенном счете дома, региональному оператору предоставлено право временно заимствовать средства с одного дома, где, например, сейчас не идет капитальный ремонт, на другие дома. Де-факто это означает возможность того самого «общего котла», когда ваши деньги могут уходить на другие дома. При этом никаких гарантий того, что они вернутся в нужный момент, нет.
Так называемый региональный оператор (а по-простому — чиновники) будет устанавливать список домов, очередность, перечень работ, писать технические задания, нанимать подрядчиков, контролировать их и расплачиваться с ними.
Это тот самый механизм, от которого, как нам постоянно говорили в начале реформ ЖКХ, надо уходить, потому что этот механизм страшно коррупционный. Несколько слов о предусмотренных законом договорах по капремонту.
Во-первых, все эти договоры не содержат гарантий оказания потребителям услуг надлежащего качества и в установленные сроки, хотя платить нам придется заранее.
Во-вторых, в соответствии с ч.5 ст.175 Жилищного кодекса РФ договор специального счёта является бессрочным и не может быть расторгнут собственником, как стороной такого договора (ст.176 ЖК РФ). Тем самым нарушается норма российского гражданского законодательства о свободе договора, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора (ч.1 ст.421 ГК РФ).
В-третьих, указанные договоры и связанные с ними нормы рассматриваемого закона создают условия для нецелевого использования денежных средств собственников при практически полном отсутствии реальных санкций, применяемые к лицам, допустившим их нецелевое использование
В-четвертых, рассматриваемый ФЗ прямо предполагает в качестве типовой ситуацию, когда собственники вынуждены будут брать кредит, для того чтобы полностью профинансировать проведение капитального ремонта, а кредит всегда сопровождается риском существенных имущественных и финансовых потерь и, следовательно, является потенциально кабальным.
Ещё один абсурдный момент касается базового объема работ, которые необходимо провести во всех домах, даже если они не требуются.
При этом у собственников полностью отсутствуют какие бы то ни было механизмы для контроля качества и финансовых расходов.
В-пятых, как заявляют чиновники, самым эффективным методом является общественный контроль за теми работами, которые планируются и проводятся в доме. В то же время муниципальные депутаты от партии власти (фактически назначенные этой властью, а не выбранные населением) идут на поводу у исполнительной власти и подписывают списки на капремонт и другие документы, с которыми люди не согласны.
В своё время президент Владимир Путин лицемерно заявил: «Вообще это не по-честному — на граждан все перекладывать. Это невозможно, они не в состоянии решить этих задач». И тем не менее закон он подписал. Таким образом, с введением в действие данного закона по капитальному ремонту завершается 22-годичный цикл (1991—2013 гг.) отказа государства от долговых обязательств по финансированию капремонта и завершается полный перенос расходов по ремонту на плечи собственников помещений. Мы, коммунисты и простые жители города, не согласны с этим и требуем законодательно установить направление в фонды капитального ремонта многоквартирных домов не менее 40% из государственного бюджета, не менее 40% из бюджета субъекта РФ, не менее 15% за счет муниципального бюджета, не более 5% собственных средств граждан. В целях восстановления и сохранения общего имущества домов, не требующего капитального ремонта, целесообразнее уделять внимание не накапливанию средств на капремонт, а поддерживающему ремонту, не допускающему необратимого старения здания и инженерных коммуникаций. Пока не выработаны механизмы, процедуры и объективные параметры пообъектного контроля и оценки расходования средств капремонта, сопоставляющие финансовые объемы с фактически выполненными работами и их качеством, запускать программу нельзя. Приглашая на акцию против закона о капитальном ремонте, мы предлагаем включить в резолюцию следующие положения.
1. Предлагаемая властью система оплаты капитального ремонта фактически навязывает собственникам обязанность по капитальному ремонту их собственности, что ограничивает их фундаментальные права самостоятельно ею распоряжаться.
2. Недопустима предоплата в условиях, когда деньги собирают задолго до выполнения работ.
3. Отсутствие в законе системы индексации приведет к обесцениванию огромных собранных с населения средств.
4. Принимая данную программу, государство фактически перечеркнуло свои обязательства перед населением по закону о приватизации, по Жилищному кодексу, закону о капитальном ремонте (ФЗ-185). Все юридические уловки и словесные «игры» — не более чем попытка законодательными хитросплетениями оправдать антинародную сущность государства и власти.
5. Требуем разработать в законе механизм ответственности и жесткого контроля за средствами фондов капитального ремонта. До того как будут устранены все перечисленные недоработки, считаем невозможным реализацию указанного закона и программы капитального ремонта.
Участники акции заявляют о том, что реализация запланированных властью изменений в системе капремонта неминуемо приведет к обострению социально-экономической ситуации, а не исключено, и к серьезному социальному взрыву.
ТРЕБУЕМ ВЕРНУТЬ ЛЬГОТНЫЙ ПРОЕЗДНОЙ
Ещё одним ударом власти по кошельку наиболее незащищенных слоев населения стала так называемая монетизация льготного проезда. А проще — отмена льготных проездных для ветеранов с выплатой дополнительной компенсации в 100 рублей. И опять с «заботой об избирателях». Но попробуем без эмоций разобраться. Итак:
1. 100 рублей при стоимости проезда в 12 рублей хватит примерно на 4 поездки в два конца (например, на дачу). Если же билет, как планирует эта же власть, подорожает до 18 рублей, таких поездок станет лишь 7.
2. Нарушается сам принцип закона о ветеранах в той части, где говорится, что эти самые ветераны должны иметь бесплатный проезд. Механизмы реализации этого закона могут быть разными, но итог должен быть один: неограниченный ни по количеству, ни по времени бесплатный проезд.
3. Проездной билет всегда, независимо от стоимости билета, — проездной. А вот доплата льготникам — вещь, обесценивающаяся от инфляции, и при отсутствии четко прописанной системы индексации и пустых бюджетах всех уровней в скором времени превратится в формальность, позволяющую власти утверждать, что она позаботилась о льготниках, но не позволяющую льготникам ощутить эту «заботу».
4. В связи с тем, что льготных проездных не станет, не станет и дотаций для муниципального транспорта. Часть пенсионеров будет ездить на частном транспорте, и рентабельность «непопулярных» маршрутов и тех же трамваев и троллейбусов станет ещё ниже. Это, в свою очередь, приведет к ликвидации многих маршрутов и приблизит печальный конец горэлектротранспорта, о чем откровенно мечтают многие представители руководства города.
5. Власть утверждает, что выгоду от монетизации получат жители села, которые не пользуются проездными. Но если мотив такого решения был именно в желании помочь сельским льготникам, почему бы не дать реальное право выбора, чтобы люди сами определились, что им выгоднее — деньги или проездной.
УКРАИНА СЕГОДНЯ, РОССИЯ ЗАВТРА?
Сейчас по всей стране прокатилась волна митингов в поддержку братьев-украинцев, столкнувшихся с реальной опасностью фашизма в своей стране. Организаторы этих митингов заявляют о поддержке жесткой позиции президента Путина в этом вопросе. Так зачем же мы организуем свой митинг, в чем отличие нашей позиции?
Конечно, когда гангрена поразила часть организма и есть опасность смерти, приходится идти на боль, потерю, резать по живому. Этим сейчас и занимается наш президент, пытаясь защитить ещё здоровые части украинского общества и неразрывно связанного с ним российского. Да, мы поддерживаем такую решимость, причем коммунисты били в колокола ещё тогда, когда в Киеве разрушили первый памятник Ленину, а господа Янукович и Путин умилялись торжественным открытием Олимпиады. Но поддерживая решимость хирурга, мы предлагаем определить причины болезни. Что побудило сотни тысяч украинцев выйти на законные акции, затем поддержать агрессивные незаконные действия против власти, а в дальнейшем и
вовсе попасть под угар нацистской идеологии, повторяя путь германского народа в середине прошлого века?
Да, гневом народа подло (как всегда) воспользовались западные пролиберальные ненавистники России и их «коричневые» единомышленники. Однако нелюбовь, а порой и ненависть к режиму Януковича вызвали не они, а сам режим.
Зададим вопрос: сильно ли отличается ситуация в России и далеко ли мы от майдана? А главное — извечные русские вопросы: кто виноват и что делать?
В ответе на эти вопросы и есть различие нашего митинга и тех акций, которые организовывает власть в поддержку украинцев и…САМОЙ СЕБЯ.
Именно поэтому мы считаем выбранные темы митингов неразрывно связанными и призываем народ, пока не поздно, выйти на мирную и законную акцию протеста, чтобы заставить власть УСЛЫШАТЬ НАС И НЕ ДОПУСТИТЬ СОЦИАЛЬНОГО МАЙДАНА В РОССИИ.