Итоги 2010 года. «Тандемократия» на TВ: динамика изменения представленности Д.А.Медведева и В.В.Путина в информационном политическом пространстве

2011-01-09 00:03
Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

    «Тандемократия», утвердившаяся в  российском обществе после избрания Д.А.Медведева  на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем российского Правительства, определяет специфику российского политического процесса. С одной стороны, власть стремится поддержать имидж главы государства как доминирующей фигуры российской действительности. С другой же – сохранить неоспоримость влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей всю политическую сферу.

    Данная тенденция политического развития является характерной чертой и информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна новостная сводка при освещении деятельности одного из представителей «тандема» не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.

    Однако, как бы ни старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.

    Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического «воспитания» электората.

    На основании контент-анализа сюжетов федеральных, региональных и зарубежных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга  СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в телеэфире Дмитрия Медведева и Владимира Путина (таблица 1). 

    Таблица 1

Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина  в 2010 году

Месяц Представленность  в СМИ Д.А.Медведева Представленность  в СМИ В.В.Путина
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Январь 2600 63 1529 37
Февраль 3559 64,8 1932 35,2
Март 4868 65,5 2567 34,5
Апрель 5933 59,9 3977 40,1
Май 4678 67,1 2291 32,9
Июнь 5310 68,6 2431 31,4
Июль 4192 65,3 2230 34,7
Август 3655 57,3 2724 42,7
Сентябрь 5073 65,5 2669 34,5
Октябрь 4392 65,6 2301 34,4
Ноябрь 4196 67,2 2044 32,8
Декабрь 4578 64,8 2489 35,2

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы «Медиалогия» 

    Согласно  полученным данным, на протяжении 2010 года сохранялось неоспоримое доминирование в телеэфире президента России над председателем Правительства РФ. При этом количество сюжетов, посвящённых деятельности Д.А.Медведева, почти в два раза превышало число телеупоминаний В.В.Путина (график 1).

    График 1

    Процентное  соотношение степени  представленности на телевидении Д.А.Медведева  и В.В.Путина в  2010 году

Примечание: Составлено сектором по данным системы  «Медиалогия» 

    Недолговременные  изменения процентного соотношения телевизионной медиа-активности глав российского «тандема» обусловливались складывавшейся в стране и мире общественно-политической конъюнктурой, приводящей к усилению одной и ослаблению другой стороны (график 2). 

    График  2

Динамика  информационной активности Д.А.Медведева и  В.В.Путина на TV

в 2010 году

    Примечание: Составлено сектором по данным системы  «Медиалогия» 

    Существенный  рост показателей Д.А.Медведева наблюдался в мае (67,1%), июне (68,6%) и ноябре (67,2%), чему способствовали такие события, как:

  • празднование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, «новинкой» которого стало участие войск НАТО в Параде Победы на Красной площади (май);
  • взрывы на шахте «Распадская» в Междуреченске Кемеровской области и меры по преодолению их последствий (личное посещение президентом РФ одной из московских больниц, в которую были направлены четверо пострадавших; курирование создания комиссии по ликвидации последствий аварии) (май);
  • июньская рабочая поездка в США, ознаменовавшаяся дальнейшей оптимизацией российско-американских отношений, в частности, в области экономического сотрудничества;
  • посещение Стенфордского университета и Кремниевой долины в ходе визита в США в целях ознакомления с опытом инновационного развития и приобщения к последним научно-техническим разработкам (июнь);
  • внесение в Государственную Думу на ратификацию Договора по СНВ (28 мая), а также проекта федерального закона, закладывающего основы создания и функционирования инновационного центра «Сколково» (31 мая);
  • подписание ряда поправок к законам, нацеленных на совершенствование политической системы российского общества: установление гарантий равного доступа политических партий, представленных в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, к региональным теле- и радиоканалам; предоставление возможности формирования фракции, состоящей из одного депутата, а также обеспечение его работы на профессиональной основе; право партий, не представленных в федеральном и региональных парламентах, присутствовать на ключевых пленарных заседаниях законодательных органов власти; ужесточение порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов (май, июнь)…
  • ротации в губернаторском корпусе;
  • Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ (30 ноября), ключевой темой которого стала социальная проблематика, в частности, демографическая политика государства, поддержка материнства и детства;
  • участие в саммитах НАТО, ЕС, ОБСЕ (ноябрь), в частности, подписание договора о вступлении России в ВТО с 2011 года, вынесении Д.А.Медведевым предложения о создании единой, российско-европейской, системы ПРО…

 

    Усиление  позиций В.В.Путина отмечалось в апреле (40,1%) и августе (42,7%), что было связано:

  • с апрельским отчётом Правительства РФ перед Государственной Думой о результатах работы в 2009 году;
  • кампанией борьбы с террористической угрозой, проявлением которой стали взрывы в московском метрополитене 29 марта;
  • лесными пожарами и мерами по ликвидации их последствий (август);
  • автопробегом по Сибири и Дальнему Востоку за рулём Lada Kalina (август);
  • посещением Бухты Ольга и участием в научных экспериментах с китами в рамках рабочей поездки по Камчатской области (август);
  • рядом августовских интервью корреспондентам телеканалов «Россия-24» и «Моя планета» и журналистам газеты «Коммерсант»…

 

     В целом же, если Д.А.Медведев предстаёт перед телезрителями как «молодой прогрессивный реформатор», «радетель за благо народа», «гарант Конституции, прав и свобод» российских граждан, то В.В.Путин, за исключением августовского «героического» телепотока, всё чаще изображается государственным функционером, председателем российского Правительства, выполняющим свои прямые обязанности, вникающим и разрешающим острые проблемы в жизни российского общества. При этом освещение деятельности В.В.Путина более качественное, а президента  — более формальное, перегруженное «протоколом». 

    Таблица 2

    Итоговые  показатели информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина за 2010 год

  2010 год 2009 год
Количество  публикаций Доля (в %) Количество  публикаций Доля (в %)
Представленность  в СМИ Д.А.Медведева 53034 64,5 41200 61,7
Представленность  в СМИ В.В.Путина 29184 35,5 25552 38,2

Примечание: Подсчитано сектором по данным системы «Медиалогия» 

     Годовые результаты Д.А.Медведева и В.В.Путина (таблица 2) по телевизионной активности достигли 64,5% и 35,5% соответственно, что в сравнении с 2009 годом (61,7% — у Президента РФ и 38,2% — у премьер-министра) отражает формальное медийное укрепление позиций нынешнего главы государства (график 3).

    График  3

Динамика  информационной активности Д.А.Медведева и  В.В.Путина на TV

в 2009 – 2010 годах

Примечание: Составлено сектором по данным системы  «Медиалогия» 

    Данная тенденция в контексте приближающихся президентских выборов 2012 года может быть интерпретирована как нарастание конкуренции внутри правящего «тандема» и неоднозначность её исхода.  

    Некоторые выводы

    Проведённый анализ свидетельствует об относительной стабильности порядка наполнения телевизионного пространства новостными сюжетами на протяжении всего 2010 года: обеспечивается формальное превосходство президента РФ над председателем российского Правительства по количеству упоминаний в телеэфире.

    В то же время сравнительный анализ результатов 2009 и 2010 годов отражает рост показателей Д.А.Медведева и снижение доли информационного потока, отведённого В.В.Путину, – на 2,8%.

    Данный  результат во многом объясняется эффективным использованием президентом складывающейся в государстве и мире политической конъюнктуры и непосредственной активностью в формировании информационных поводов как эффективного способа в очередной раз заявить о себе.

    Сохранение  тенденции на формальное информационное доминирование Д.А.Медведева может служить косвенным показателем того, что в разворачивающейся президентской кампании 2012 года каждая из сторон тандема при всем обострении внутренней конкуренции команд пока не работает на разрушение нынешней конструкции политической власти – «тандемократии».

    Следует также обратить внимание, что в приведённом исследовании  рассматривались количественные данные телевизионной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина и их тематический ракурс. Необходимо иметь в виду, что ряд экспертов отмечают различие в эмоциональной направленности многих телесюжетов о президенте и премьер-министре, что соответствующим образом сказывается на формировании образов данных политических деятелей в общественном сознании.

    В свете пиар-акций 2010 года пока более  успешным выглядит В.В.Путин, активно использовавший свой эксклюзивный формат общения с народом в виде телемоста (Медведеву явно не разрешается общаться с электоратом в таком формате «национального лидера»). Кроме того, В.В.Путин сумел обратить себе на пользу (с точки зрения медийной подачи образа) разрешение кризисных ситуаций в связи с летними пожарами, событиями на Манежной и др.

    Телеобраз президента пока явно беднее и менее  выразительный, чем у премьера, несмотря на формальное информационное доминирование  главы государства. 
 

Исполнитель исследования: Юшина А.В.

Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ

Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Итоги 2010 года. Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий

Пн Янв 10 , 2011
2011-01-09 00:03 Сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ      Об  активности думских  партий и общественном внимании к их деятельности можно судить по различным  количественным и  качественным критериям: одним из такого рода интегральных показателей является степень и характер их представленности в средствах массовой информации. Post Views: 402

Рубрики