Cекретарь ЦК КПРФ Юрий Афонин: Студенты требуют отставки Фурсенко, но власть не желает их услышать

Cекретарь ЦК КПРФ Юрий Афонин: Студенты требуют отставки Фурсенко, но власть не желает их услышать

 

2011-06-12 22:53
Ю.В.Афонин, секретарь ЦК КПРФ

В молодежной среде, как и во всем обществе, нарастает возмущение по поводу разрушительной «реформы образования», по поводу деятельности Министерства науки и образования, которое эту реформу разработало и внедрило, и по поводу руководителя этого ведомства Андрея Фурсенко. Не может не замечать этого возмущения и руководство страны. Но при этом оно не может и остановить разрушительную реформу, не может снять с должности одиозного министра. Или не хочет, лишь для проформы намекая возмущенной общественности, что тоже недовольно.

В конце мая ряд студенческих союзов потребовал отстранения Фурсенко.. Одновременно создан интернет-сайт на котором можно высказать свое отношение к деятельности Минобрнауки и его руководителя. Под требованием о его отставке уже подписались более 7000 человек.

Чем же недовольны студенты? Их взгляд на проблему полностью совподает с позицией КПРФ и Ленинского комсомола, который еще в марте этого года провел общероссийскую акцию протеста против фурсеновских реформ. «За годы, которые Андрей Фурсенко возглавляет министерство, система российского образования и науки пришла в полный упадок, – пишут в своих заявлениях студенты. - Распадаются научные коллективы, закрываются лаборатории. Лучшие умы российской науки и образования продолжают уезжать за рубеж. Разрушается школьное образование: сокращается финансирование школ, снижается уровень подготовки абитуриентов. Уничтожается система высшего образования: растет уровень коррупции, увеличивается стоимость обучения и количество платных мест, ухудшаются условия проживания в общежитиях… Введение ЕГЭ, узаконивание подушевого финансирования в школах, принятие федерального закона №83 о бюджетных учреждениях, переход на Болонскую систему обучения и т.д. – все эти попытки реформировать образовательный процесс вызвали шквал критики и протестов».

Поддерживают инициативу студентов и другие граждане России, которые приняв участие в Народном референдуме, проводимым КПРФ, высказались за полную отмена закона №83, число их с каждым днем растет.

Все большему количеству научных работников, вузовских преподавателей, школьных учителей, студентов становится очевидно: вышеперечисленное – это не ошибки и недоработки министерства и его руководства, а как раз то, что и составляет истинный смысл и истинную цель его работы. Это – планомерно реализуемая программа разрушения отечественной науки и образования. Бессмысленно ждать от господина Фурсенко, что он изменит политику своего ведомства и свой взгляд на управление образовательной сферой. Его можно только отправить в отставку. В противном случае науку и образование ждут разрушительные последствия, которые будут катастрофическими не только для самой этой сферы, но и для всей страны.

В ближайшее время Россию ждет огромный спад количества выпускников школ и, соответственно, такой же спад количества студентов. По данным социологов, уже в текущем году в вузы поступает на 9,4% меньше абитуриентов, чем в прошлом. Но это только начало неизбежного спада. Сейчас школы оканчивают те, кто родился в 1992-1993 гг. А к 1999 году рождаемость в России снизилась еще на четверть по сравнению с началом 90-х. Таким образом, в 2016 году выпускников школ будет вдвое меньше, чем было в 2005 году, и почти на четверть меньше, чем сейчас. Их останется чуть более 600 тысяч. И в дальнейшем те же темпы сокращения их числа сохранятся и даже увеличатся. Таким образом, учитывая, что далеко не все выпускники школ смогут получить высшее образование, вузы в следующие десять лет пополнятся от силы пятью миллионами студентов – будущих специалистов. Это крайне мало для такой огромной страны, как Россия, и для обеспечения ее жизнеспособности. В этой ситуации вдвойне важно компенсировать количественный недостаток специалистов максимально высоким качеством их подготовки. Но реформы, которые проводит Фурсенко и его ведомство, гарантируют совершенно обратное.

Та же Болонская система обучения, которая сейчас навязывается России и возмущает студентов и общественность, сводится к тому, что с 1 сентября нынешнего года вузовское образование будет переведено на двухступенчатую модель. Первая ступень – бакалавриат (первые четыре года обучения). Вторая ступень – магистратура (следующие два года обучения). И полноценным высшим образованием будет считаться только магистратура. Да так оно и будет на деле, поскольку бакалавриат сможет обеспечить лишь начальный уровень освоения специальности. Между тем, в высших учебных заведениях, где полным ходом происходит тотальная коммерциализация и стремительно исчезают возможности для получения бесплатного образования, обучение в магистратуре будет намного дороже, чем обучение в бакалавриате. Да и не во всех вузах само наличие магистратуры предусмотрено. Соответственно, вторая ступень высшего образования окажется доступной лишь небольшой части молодежи. И те, чье образование будет ограничено бакалавриатом, окажутся в проигрышном положении при поиске работы и не будут обладать должным уровнем профессиональной квалификации.

«На текущий момент в большинстве вузов количество бюджетных магистерских мест примерно в три раза меньше числа мест в бакалавриате, - обеспокоены российские студенты. -  В ближайшем будущем планируется перейти на систему, когда в магистратуру сможет поступить только каждый пятый бакалавр».

Так создается ситуация социальной дискриминации молодежи, студенчества. И одновременно острейшие демографические проблемы России усугубляются тем, что искусственно уничтожается возможность обеспечения страны даже тем количеством необходимых ей специалистов, которое и при такой демографической ситуации могло бы быть обеспечено.

Сама по себе коммерциализация вузов также становится все более острой проблемой, вызывающей все большее возмущение. Коммерческие вузы и коммерческие места в государственных высших учебных заведениях уже составляют большинство, и при нынешней системе эта тенденция будет только нарастать. По оценкам, которые появляются в СМИ, ставки за обучение ежегодно растут на 10-15%. Сегодня в среднем по стране они составляют 35 тысяч рублей в год, в Москве – 65 тысяч. А в тех вузах, которые считаются наиболее престижными, - до 300 тысяч в год. То есть, здесь за обучение студента ежемесячно нужно выкладывать сумму, почти вдвое превышающую среднюю заработную плату по России. При этом каждый год в большинстве вузов расценки повышаются на 7-10% и для тех, кто уже обучается в них. В советское время, когда в нашей стране проводилась социально ориентированная политика в интересах абсолютного большинства, качество образования молодого человека и то, в каком учебном заведении он будет это образование получать, зависели от его способностей и усердия. Сегодня они зависят от того, принадлежат ли твои родственники к меньшинству богатых и преуспевающих, или к большинству малоимущих и полунищих.

Неудивительно, что здравомыслящая молодежь, как и все граждане, которым небезразлично будущее, - причем, самое ближайшее будущее, - страны, больше не желают терпеть все эти издевательские эксперименты. Этого не мог не почувствовать и президент Медведев во время серии встреч со студентами из разных регионов, которые он провел в конце мая. А 23 мая, встречаясь в своей резиденции в Горках с учеными – получателями грантов правительства, он даже задался вопросом: не пора ли уволить Фурсенко? Причем, сделал это в присутствии самого министра образования, который тоже участвовал в этой встрече. Но Фурсенко комментировал слова президента спокойно, заявлял журналистам, что реформа образования идет в правильном направлении, какие бы у кого ни были мнения на этот счет. Похоже, он заранее знал, что слова президента, как это уже не раз случалось, так и останутся лишь словами. На днях Медведев и Фурсенко оказались вместе на другой встрече – с коллективом Санкт-Петербургского Института русской литературы (Пушкинского дома). Здесь президент предложил министру пройти тест на грамотность в присутствии институтских профессоров. На это Фурсенко с иронией и даже высокомерно ответил, что сделает это как-нибудь в другой раз. При нынешней власти министру явно не о чем беспокоиться, и крайне негативное общественное мнение о его деятельности ничего не меняет в его судьбе. Слова главы государства ему не указ. Обвинения студенческого союза, требующего его отставки, он называет лживыми и не желает их обсуждать, но при этом так и не смог сказать ничего доказательного и аргументированного в их опровержение. Да и если бы захотел, то не сказал бы, потому что это попросту невозможно.

Ситуация с Минобрнауки и его руководителем демонстрирует не только кризис образовательной сферы. Она демонстрирует и стремительно усугубляющийся кризис власти, управления страной. Бездарные чиновники верхнего эшелона, действия которых носят откровенно разрушительный характер, уже не только не боятся ответственности, но и демонстративно упиваются своей безнаказанностью. Потому что понимают: и нынешняя система, и нынешняя власть держатся именно на них. И поэтому они при нынешней системе и при нынешней власти неприкасаемы.

Но у этой уродливой ситуации есть и оборотная сторона: молодому поколению все очевиднее враждебность нынешней системы его интересам и интересам России в целом. Объективные аналитики и социологи указывают на то, что с каждым годом власть теряет все большую часть молодежи в качестве своего потенциального «электората» и своими действиями превращает все более значительную ее часть в откровенных противников. Нынешние события, развернувшиеся вокруг реформы образования, вокруг министра Фурсенко и его ведомства, фактическое признание руководства страны в неспособности найти управу на собственных подчиненных, лишь усиливают протестные настроения среди молодежи. И среди граждан России в целом. В ближайшем будущем этот протест неизбежно отразится на парламентских и президентских выборах. И даже самые масштабные подтасовки не смогут его нейтрализовать. Потому что в стране становится все больше людей, в которых просыпается здравый смысл и инстинкт социального самосохранения. Людей, которые понимают, что перед Россией стоит выбор: смена системы, смена власти, или окончательная, бесповоротная катастрофа. И этот выбор необходимо сделать как можно скорее.

Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 61 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!