Рейтинг@Mail.ru

Демографическую катастрофа и пути ее преодоления

 

Последняя перепись населения показала, что коренного перелома в деградационных негативных демографических процессах не произошло. Если убрать смазывающий реальную картину миграционный приток, то за прошедшие с предыдущей переписи 8 лет наше население убыло на не менее чем 5 миллионов населявших на тот момент Российскую Федерацию человек, – то есть убыло на пол-Москвы или почти на весь Дальний Восток России. При этом наибольшая убыль в самых русских центрах – той же Псковской области, Нечерноземье в целом, и на требующем пассионариев Дальнем Востоке. Перед нами цивилизационный глубинный кризис, который пока что столь же неминуемо ведёт к прекращению русских и России.

Низкая рождаемость, старение населения и падение квалификации работников создают угрозу тотального крушения РФ и Украины

Уже очевидно: состояние человеческого капитала в стране - критическое. Потребуются титанические усилия для его сохранения и развития. На повестку дня, как и в годы первых пятилеток, вновь выдвигаются рост производительности труда и вложения в человека. В противном случае РФ и Украина рухнут под тяжестью бремени содержания десятков миллионов стариков и немощных. Запнется в развитии из-за нехватки квалифицированной молодежи. Уж больно велика цена колоссального спада рождаемости в 90-е годы и сопутствующей деградации.

Возможно ли провести модернизацию и «инноватизацию» в РФ, где население стремительно стареет и умирает до срока? Где трудоспособных людей и молодежи все меньше? Где бюджет вынужден все больше средств тратить на содержание пенсионеров и немощных? Не будет ли бизнес раздавлен возрастающим фискальным бременем? Не выпьет ли «социалка» инвестиционные ресурсы, нужные для инноваций и повышения производительности труда? Да еще на фоне явного кризиса системы образования? РФ пытается развиваться по неоиндустриально-высокотехнологичному пути, находясь в неимоверно трудных условиях. Ни с чем подобным не сталкивались ни КНР, ни Япония, ни Южная Корея, прославившиеся своими успехами в развитии. Ничего подобного не знали ни США, ни Европа в пору своего бурного подъема. Так выполнима ли задача развития и обновления страны, где бушует демографический кризис? Или это – попытка найти квадратуру круга? Если мы не нарастим резко производительности труда, если не начнем ввоз рабочих рук извне, то экономика РФ рухнет под тяжестью массы нетрудоспособных. Внутренних демографических резервов в Российской Федерации нет.

Снижение численности трудоспособного населения и нарастание массы пенсионеров становится угрозой нашему будущему. Сегодня становится взрослым поколение начала 90-х годов рождения. Но тогда никто не хотел рожать детей. Поэтому ныне в РФ гораздо меньше рабочих рук и потенциальных родителей. Зато в пенсионный возраст вступают многочисленнее поколения, появившиеся на свет в послевоенные десятилетия. А значит, одному работающему придется содержать (помимо детей) все больше пенсионеров. Переломить эту тенденцию нельзя: ибо мы не можем изменить прошлое. При том, что в РФ – гигантская по западным меркам смертность молодых трудоспособных мужчин. (Для возраста 30-35 лет она в РФ в 9 раз выше, чем в Японии). Годом перелома станет 2013-й: тогда число выходящих на пенсию превзойдет количество тех, кто вступает в рабочий возраст (родившиеся в 90-е годы). Возникнет дефицит рабочей силы. И это при том, что р РФ продолжает работать каждый четвертый пенсионер в возрасте от 60 до 72-х лет. Каждая вторая пенсионерка от 55 до 60-ти лет. А старики не вынесут на своих плечах бремя обновления экономики страны.

Повысить возраст выхода на пенсию, как в развитых странах? Это, как считает Д.Якобашвили – не выход, ибо смертность в РФ гораздо выше, чем в государствах G-7. Сегодня и так 30% мужчин не доживают до шестидесяти лет, повысь пенсионный возраст до 65-ти лет – и до него не доживет уже половина. (Для сравнения – в небогатой Польше до 65 лет не доживает только 23% мужчин. В богатых США – 15%, в Западной Европе и Японии – 11%). Наконец, есть еще одна проблема: люди старшего возраста не могут быть основой для инновационного развития страны. Они плохо воспринимают новшества, хуже осваивают передовые технологии. Нужно ли говорить, чем это нам грозит? «Реформы» 90-х стали геноцидом русского народа.

Все, что говорится здесь для РФ, стопроцентно верно для Украины и Белоруссии – они ведь тоже русские государства. Их тоже ждут бедствия из-за вымирания народа. Налицо угроза экономической катастрофы из-за демографических проблем. Ведь они скрещиваются с проблемами износа основных фондов, технической отсталости, алкогольной деградации русских (18 л спирта на душу населения в год!), нарастания коррупции госаппарата, угасания добычи углеводородов в Западной Сибири.

Ну, а молодежь 90-х годов рождения и малочисленна, и малограмотна. По качеству она объективно хуже советской. Даже чисто физически. Акселерация кончилась: по показателям становой и кистевой силы молодые 90-х годов рождения в среднем на 40% слабее своих отцов (молодежи 1980-х). Образование и квалификация современной молодежи в общем – ниже всякой критики. При этом молодежь как минимум в РФ и на Украине расколота на непримиримо враждебные группировки. Таким образом, экономика РФ сталкивается с угрозой острейшего кризиса, развала социально-экономической системы. Решить его за счет раздела РФ и выделения «расово чистых русских республик» (как о том мечтают некоторые идиоты) – невозможно. Ибо и в отделенных от РФ «русистанах» окажется слишком много стариков и крайне мало – молодых. Таким образом, антисоветский эксперимент подошел к порогу полного и окончательного фиаско. Давид Якобашвили предложил все те же рецепты борьбы с кризисом.

Первое – повышение производительности труда ради уменьшения потребности в рабочих руках.

Второе – продление экономически активного периода жизни людей, улучшение состояние здоровья и снижение смертности граждан.

Третье – ввоз трудовых ресурсов из-за пределов РФ. - Судя по прогнозам, в РФ 2020 года рабочих рук хватит при одном условии: если мы обеспечим ежегодные темпы роста производительности труда в 8 процентов. Это будет нелегко, - считает Д.Якобашвили. – Придется двигаться еще в одном направлении: увеличивать численность рабочей силы…

Повышение производительности труда промышленник считает крайне дорогим путем: ведь требуется ускорение научно-технического прогресса, большие инвестиции в обновление промышленного аппарата, в образование и т.д. Но это мало реально, ибо рост числа пенсионеров ограничит инвестиционные возможности: слишком много средств пойдет на содержание нетрудоспособных, объективно увеличится налоговая нагрузка на бизнес. (Ведь придется увеличивать социальные расходы). Уже к 2013 году число пенсионеров в РФ превысит 31 млн. человек, тогда как число молодых и трудоспособных (15-34 года) опустится до 17-15 млн. к 2017 году. В 2025 г. пенсионеров будет от 36 до 38 млн. душ. По оценкам Росстата, к 2015 г. на 10 работающих в РФ придется 7 неработающих. То есть, одним только повышением производительности труда никак не обойтись. Пока социальные расходы в РФ намного ниже, чем в стареющих развитых странах.

Если брать социальные статьи ассигнований бюджета РФ-2008 – это 12,7% ВВП. А в странах Большой Семерки эта доля близка к тридцати процентам (Швеция – 32%, Франция – 31,5%, Дания – 30%). При том, заметим, что доля зарплаты в ВВП страны в РФ – около половины, что даже превосходит европейские показатели. (В Норвегии этот показатель был 36,0% в 2000 г. и составил 34,4% в 2005 г., в Великобритании - 48,5% и 47,1%, в Швеции - 41,0% и 40,5%, в Германии - 42,9% и 40,7%, в Дании - 49,4% и 48,0%, в Чехии - 31,7% и 32,6%, в Эстонии - 34,8% и 34,9%, в Испании - 39,2% и 36,7%, во Франции - 38,0% и 38,3%, в Латвии - 32,9% и 31,9%, в Словакии - 31,2% и 28,6%.). Конечно, мы не достигли уровня США (70%), но что касается остального мира – то РФ здесь «на уровне». Другое дело, что ВВП и производительность труда у нас позорно низки. И столь же малы зарплаты.

Слишком малые социальные затраты не позволяют РФ нарастить продолжительность активной и здоровой жизни граждан – считает глава демографического комитета РСПП. (Правда, он умалчивает о том, что высочайшие социальные расходы на Западе выдавливают производство оттуда в Китай и другие «дешевые страны», что для РФ с Украиной – смерти подобно). Хотя затраты на охрану здоровья в РФ за последние годы выросли семикратно (15,5 тыс. руб. на человека в год в 2008-м), на фоне развитого мира они мизерны. Греция в 2007 г. – это 2,7 тыс. долларов на душу населения, Великобритания – 3 тысячи, Германия и Франция – по 3,6 тысячи, Норвегия – 4,8 тыс. От Максима Калашникова: поскольку средства наши ограничены, то мое предложение – не механически гнаться за увеличением подушевых затрат на медицину, а применить закрывающие технологии в здравоохранении (идея «Третьего проекта»), которые эффективнее и дешевле западных, намного эффективнее их. То есть, то, чего нет ни в США, ни в Норвегии. Применение таких медтехнологий сегодня блокируется старым капиталом и сложившейся корпорацией врачей. Новая опричнина сломит это сопротивление. Д.Якобашвили привел и невеселые сравнения пенсионных систем. При этом бурный рост числа неработающих в РФ к 2015 году вступит в острый конфликт с нуждами экономического роста. Фискальная нагрузка может просто задавить бизнес.

- Возможно, это ограничит также инвестиционные возможности экономики, - тревожится докладчик. – А это способно замедлить рост производительности труда. Получается – петля. Если учесть, что повышение производительности труда – главнейшее условие национального выживания, то страна оказывается на грани краха. Это значит, что придется завозить рабочую силу из-за пределов РФ. Внутренние резервы (миграция из деревни в город, из региона в регион), как показал Давид Михайлович, полностью исчерпаны.

СТАВКА НА ГАСТАРБАЙТЕРОВ

В РФ населения не хватает не только на Востоке, но и в центральной, европейской части. Только для развития сельского хозяйства здесь недостает 6-7 миллионов человек. Рост рождаемости и снижение смертности дадут какие-то результаты лишь в 2020-е годы. - Хотя власти Москвы и говорят о желательности замены иностранных трудовых мигрантов на граждан России, это может привести к потерям трудового населения Южного, Приволжского, Уральского округов. Миграционные потери Сибирского и Дальневосточного округов уже составляют 2 миллиона человек. При этом наши граждане трудно меняют место жительства, - говорит Д.Якобашвили. Если на Западе безработные легко перемещаются по стране, ища работы, то жители РФ не трогаются с места даже во время кризиса. Только 10% опрошенных согласились бы переехать в другой город с гарантией получения жилья. При этом притязания высоки: они ждут как минимум учетверения заработной платы. А при переселении в Сибирь и на Дальний Восток – увеличения заработка в семь раз. То есть, на мобильность самих россиян рассчитывать не приходится. Кроме того, сильно сокращается доля самых подвижных – людей в возрасте до 29 лет. Только за счет этого мобильность населения снизится к 2025 г. на пять процентов. Значит, альтернативы привлечению гастарбайтеров просто не имеется.

От Максима Калашникова: привлекать сюда «гастеров» из Средней Азии – не выход. Они бесполезны для развития в инновационном духе (квалификация – низкая), зато несут угрозу межнациональных столкновений. Гораздо лучше привлекать сюда молодежь с Украины, из Сербии. Ввозить остатки русских из Средней Азии. Еще вариант – черпать безработных из Европы – белую расу. Но для этого здесь нужно строить футурополисы вокруг инновационных производств и биагроэкополисы. Что, в сущности, давно предлагаю. А недостаток русских компенсировать курсом на создание русских сверхлюдей. Дополнительная возможность: воссоединение РФ, Украины, Белоруссии в сетевую державу. Столица РФ переносится в Сибирь, столицей Русского союза делается Киев. Экономия - за счет создания общих вооруженных сил, за счет объединения имеющихся научно-производственных возможностей.

Для повышения мобильности наших граждан мы должны обеспечить доступность жилья. Чтобы оно стоило не по 1-2 тысячи долларов за квадратный метр, а по 400-600 долларов. Как в Болгарии, где можно купить квартиру в новостройке за 400 долл/метр. Хотя построены дома по той же технологии, что и в Москве. Просто нужна новая опричнина, чтобы уничтожить дикое взяточничество при распределении земельных участков и «накрутке» цен. Нужны госпрограммы развития новых строительных технологий и нацпроект новой, усадебной урбанизации. Строительство футурополисов с домами на одну семью. Все это мы не раз излагали в разных текстах. Наконец, ради мобильности нужны мощная программа финансирования школ – ибо люди не хотят уезжать из насиженных мест потому, что боятся ухудшить образование своих детей. Именно поэтому инженеры не едут сегодня в глубинку.

 По мнению вице-премьера Александра Жукова, снизить социальные расходы государства не выйдет. Придется бизнесу смириться с возрастающей фискальной нагрузкой. Ибо не человеческий капитал для экономики, а она – во имя людей. Тем более, что с некачественным человеческим капиталом страна неконкурентоспособна. Признав деградацию человеческого капитала из-за политики государства в 90-е, вице-премьер заявил: теперь нужно преодолевать последствия той социальной катастрофы.

Продолжительность жизни в РФ остается слишком низкой. Увеличить рождаемость намного не получится. Резерв снижения детской и материнской смертности невелик, погоды он не сделает. Старение населения неизбежно: если в РФ 2005 г. на одну тысячу трудоспособных лиц приходилось 580 иждивенцев, то в 2020 г будет уже 837. Число женщин в материнском возрасте к 2020 г. упадет по сравнению с 2009-м на 11% - на 4,1 млн. душ. Причем сокращение придется в основном на женщин в возрасте от 20 до 29 лет.

- Эти цифры близки к критическим, - говорит А.Жуков. Поскольку на значительный рост рождаемости рассчитывать невозможно, придется компенсировать это улучшением здоровья граждан, их активным долголетием. Значит, придется инвестировать в высокотехнологичную медицину, делая особый упор на раннюю диагностику. А это – большие затраты. - Это значит, что мы не можем не увеличивать взносы в социальные фонды, - говорит А.Жуков. – Расходы на здравоохранение в РФ существенно меньше, чем в развитых странах. Невозможно с тремя процентами ВВП обеспечить приемлемый уровень медицины. Без дополнительных денег мы эти проблемы не решим. На Западе на медицину тратится в среднем 7% ВВП… При этом вице-премьер сообщил о значительной реформе системы медицинского страхования ради повышения ее эффективности. Принцип – «Деньги идут за пациентом».

То есть, оплачиваются только пролеченные больные, здоровье рассматривается как товар, происходит отказ от сметного принципа финансирования медучреждений. Хотя критики наверняка скажут, что сей принцип не оправдал себя в США, привел к раздуванию затрат на одного пациента и в условиях РФ грозит оставить без медицины множество сел и небольших населенных пунктов.

От Максима Калашникова: в данном случае правительство действует по дубовой неолиберальной логике. Мы же сохраним сметное финансирование (восстановим его), применив именно русские передовые медтехнологии. Западные же – используем с большим толком. Медицина – нерыночна по природе своей. В рыночном варианте она заинтересована в том, чтобы мы все постоянно хворали и приносили доход. Рыночная медицина не излечивает недуги, все время раздувая цены на свои услуги. А наша – будет лечить. Она превратится в здраворазвитие. Только эта логика недоступна нынешним правителям РФ.

Вице-премьер рассказал и о таком приоритете, как обеспечение доступности качественного образования. Здесь и новые программы для высшей профессиональной школы, и развитие четырнадцати исследовательских университетов (с вовлеченностью студентов и преподавателей в научные исследования, как в советском МФТИ). В этом же ряду и решение об ассигновании у40 миллиардов рублей на поддержку важнейших научных школ – в рамках частно-государственного партнерства. Все это одновременно – и шаги к инновационной экономике. Что же касается развития начального и среднего профтехобразования, то здесь главная надежда – на сотрудничество государства с работодателями. А.Жуков подчеркнул, что правительство будет проводить реформу сети бюджетных учреждений, переводя часть из них в статус некоммерческих автономных организаций. То есть, курс и здесь берется на отказ от сметного финансирования. Однако главная задача сегодня – повысить производительности труда не на 8% в год, а в разы.

От Максима Калашникова: то есть, на деле идет разрушение нормального образования (ЕГЭ и реформа бюджетного финансирования). Под видом последней происходит введение платности образования (и здравоохранения). Неолиберализм и тут остается людоедским. Так что в жизни, а не на словах, разрушение человеческого капитала продолжится.

 ВЫВОДЫ: ВЛАСТЬ С ЗАДАЧЕЙ НЕ СПРАВИТСЯ

 Таким образом, нынешние сановники и высшие иерархи РФ не знают, что делать. Они уверенно повели стареющую и вымирающую страну к краху. Такой же крах ждет и Украину со сходными явлениями в демографии и общем состоянии общества и техносферы.

Видимо, и Белоруссии придется очень плохо. Налицо продолжение политики уничтожения образования. Неразвитие для нас – смерть. Но власть явно делает выбор в пользу содержания стариков, даже ценой увеличения фискального гнета, ценой дестимуляции инвестиций в обновление экономики. Даже ценой фактического уничтожения бесплатного высшего образования и ползучего введения платности в школьную систему. Наш вывод об агонии всех антисоветских и постсоветских проектов подтверждается.

Теперь к износу техносферы, катастрофическому оставанию РФ и Украины от развитого мира, к расколу социума добавляется и перспектива демографического обвала. С удушением производительной экономики социальными затратами. В рамках неолиберально-монетарной модели задача инновационно-модернизационного развития на фоне старения народа и нехватки молодежи – НЕРЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА.

Ведь в рамках неолиберальной модели (господствует в РФ с 1992 г.) поддержка рождаемости и пенсионное обеспечение находятся в оппозиции задаче налогового стимулирования модернизации и «инноватизации» экономики. Первое требует наращивания фискального бремени на бизнес, второе – сокращения налогов и отчислений в социальные фонды. Разрубить сей Гордиев узел можно с помощью национально-прагматической политики – «экономики национальной пользы». С применением и эмиссионных механизмов а-ля Германия 1930-х, и политики конфискации богатств у чистых, бесполезных для экономики паразитов-чиновников, и сокращения никому не нужных затрат на всякую чушь типа Олимпиады в Сочи.

 Но только мы можем осуществить такую политику. Нынешняя власть на подобное неспосильна: для нее это – самоуничтожение. Очевидно, что в течение следующего десятилетия при сохранении власти ельце-путиноидов РФ благополучно развалится. Украину под властью националистической квазибуржуазии, скорее всего, также ожидают и раскол, и гуманитарная катастрофа. При этом на обломках этих стран воцарятся еще большие нищета и одичание. Нет решения проблемы и у русских национал-либертарианцев и особо оголтелых нацдемов, проповедующих «цивилизованный раздел ордынской России на несколько государств», носящихся с лозунгом «Русь против России». Ибо такой раздел не решит ни единой из обозначенных проблем, вызвав лишь ускоренную смерть русской нации.

Для спасения всех ветвей Русского народа потребуется сверхусилие, мобилизация. А это – неизбежная диктатура переходного периода. Ибо никакие свободные выборы президента, депутатов парламентов и губернаторов ничего не решат. В условиях сонмища страшных проблем, окруживших нас, при нынешних деградации и ужасающем социальном расслоении за один-два цикла свободных выборов все равно установится диктатура. Представьте себе свободно выбранного президента РФ «после Путина». Зажатый в тиски страшными проблемами, вынужденный решать внешне взаимоисключающие задачи, окруженный тотальной коррупцией и саботажем старой «элиты», такой демократический президент неминуемо введет чрезвычайку, особый порядок управления. Снимем розовые очки с собственных глаз. Из суровых кризисов ни одна страна не выходила с помощью либеральной демократии.

 
Статья прочитана 64 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!