Вторая «цветная революция» на Украине завершена. По крайней мере, так до последнего времени считали в Вашингтоне и столицах крупнейших стран Евросоюза. Оставалось только решить судьбу побеждённых: кого отдать на растерзание толпе, кого поместить в ближайшую тюрьму, кого этапировать подальше — в Гаагу, в Международный уголовный суд.
По страницам газеты «Правда», Владимир Ряшин
2014-03-17 13:48
Для зарубежных специалистов по организации психологической войны трагедия украинского народа послужила всего лишь поводом собраться на очередную конференцию, чтобы оценить, как сработали технологии управляемого хаоса на ограниченной территории — площади Независимости и прилегающих к ней улицах Киева, как разбегались отсюда по всей Украине волны регулируемого протеста.
«Таблетка страха» для власти
Для описания операции «Майдан-2.0» не годятся традиционные штампы наспех слепленных художественно-документальных повестей о шпионах: мол, известны лишь результаты их работы, всё остальное покрыто мраком тайны. На самом деле многие киевляне знали, в каких административных зданиях, захваченных «Правым сектором», регулярно появлялись «эксперты» — загадочные иностранцы, не слишком заботившиеся о конспирации. Было даже известно, что их свыше ста человек.
Помня о терроре, развязанном контролирующими нынешнюю власть наследниками Бандеры, не будем называть фамилию депутата Рады, рассказавшего о деятельности зарубежных «экспертов». Судя по обнародованным документам, именно они, сменяя друг друга, занимались планированием и управлением процессами, происходившими на Майдане. А представителям парламентской оппозиции отводилась роль ретрансляторов поступавших из «дома напротив» распоряжений. Парней из зарубежных спецслужб ничуть не смущали разоблачения такого рода. Разве можно бояться чего-то на Украине, где приехавшая из Вашингтона чиновница госдепа объявляет главе государства, кто должен стать в его стране премьер-министром?!
Десять лет назад готовившийся к отставке с поста президента Леонид Кучма легко расшифровал намёк американского дипломата: если будешь вставлять палки в колёса рвущейся к власти команде Ющенко, то повторишь судьбу сербского лидера Слободана Милошевича. Леонид Данилович, естественно, сделал правильный выбор и прослыл с тех пор мудрым политиком. Виктору Януковичу была обещана куда более суровая кара: свой жизненный путь, предупреждали его, он закончит, как генсек Румынской коммунистической партии Николае Чаушеску или, что ещё страшнее, как руководитель Ливии Муамар Каддафи.
По сведениям нашего источника — офицера, работавшего ещё недавно в Службе безопасности Украины, избежать такого финала Януковичу помог сотрудник посольства одной из западных стран. Он предупредил людей из окружения президента, что тот будет арестован в ночь на 23 февраля и не известно, доживёт ли до утра. Трудно сказать, сколько было в том «конфиденциальном сообщении» правды, но информационная «таблетка страха» сработала. У капитулировавшего под напором оппозиции и зарубежных эмиссаров Януковича наконец-то проснулся инстинкт самосохранения, и он бежал из Киева.
Запугать — значит победить. Такова первая заповедь для ступающих на тропу психологической войны. Во время второй «цветной революции» на Украине американцы продемонстрировали, как легко вызвать паралич воли у власти. Главное в тактике устрашения — не трястись над секретами! Раскрыв их, можно насмерть перепугать чиновников. Пусть они каждое утро вздрагивают, узнавая о возрастающей мощи Майдана. «Правый сектор» не одинок. В понедельник в Киев прибыла «бригада» канадских украинцев, во вторник — команда боевиков с опытом ведения уличных боёв в Сирии, в среду — группа наёмников, прошедших выучку в частных военных компаниях, выполнявших в различных регионах мира «деликатные» заказы Пентагона и оборонных ведомств западноевропейских стран. Список государств, откуда приезжали «друзья Майдана», с каждым днём разрастался: Польша и Литва, Грузия и Армения, Молдавия и Азербайджан, Россия и Белоруссия.
Экс-судья трибунала всегда готов
К операции устрашения были привлечены контролируемые украинско-российским олигархатом СМИ, где, заметим, нашли приют «снайперы эфира», некогда занимавшие видное положение в медиаимперии Владимира Гусинского. Стройный хор воспевателей сконструированного хаоса неожиданно нарушил американский журнал «Нейшн». В опубликованной им статье «Украинский национализм в сердце Евромайдана» киевским средствам массовой информации был предъявлен суровый счёт. При освещении протестов они замалчивали нарастание националистической и фашистской риторики, побуждавшей к насилию не только против силовиков, но и против левых активистов.
На поле «битвы» появился и Владимир Василенко, экс-судья Международного трибунала по бывшей Югославии, служивший в Гааге в ту пору, когда перед ослеплённой подневольной Фемидой предстали Слободан Милошевич и его соратники. Они были убеждены, что приговор им вынесут не с позиции права, а с позиции силы, которую блок НАТО продемонстрировал во время жестоких бомбардировок Югославии в 1999 году.
Кто знает, может быть, экс-судья вычеркнул те годы из своей жизни? Тем более что он занят сейчас грандиозным делом: возглавляемая им комиссия готовит Чёрную книгу преступлений против человечности, совершённых с конца ноября 2013-го по конец февраля 2014 года. Василенко не исключает, что Украине потребуется свой национальный Нюрнбергский процесс. Однако, добавим мы, вряд ли он когда-нибудь состоится — лжесвидетельствовать на родине небезопасно, куда удобнее лгать где-нибудь в толерантной Европе.
В принятом недавно обращении в Международный уголовный суд Верховная Рада заявила о признании юрисдикции суда по преступлениям против человечности, совершённым на Украине высшими должностными лицами государства во время акций мирного протеста в период с 21 ноября 2013-го по 22 февраля 2014 года.
Дивись, Украина! Отныне расстрел безоружных солдат, офицеров и мирных граждан, равно как и забрасывание их бутылками с зажигательной смесью, — это мирный протест. Гуляй, страна! Закон попран, Конституционный суд разогнан. Ни Кличко, ни Яценюку, ни Тягнибоку, ни остальным устроителям бойни в центре украинской столицы скамья подсудимых не грозит. Ведь они не были во время буйства Майдана «высшими должностными лицами государства». Правда, Международный уголовный суд слегка разочаровал их: он отклонил обращение Рады и решил пока не рассматривать «украинское дело».
Неразгаданной осталась одна загадка. Накануне бегства Януковича у него запросил аудиенцию экс-судья трибунала. До сих пор не известно, чт`о он был уполномочен заявить президенту.
От реабилитации до героизации
Есть горькая символика в том, что завершение госпереворота в Киеве пришлось на 23 февраля — День Советской Армии, разгромившей фашистскую Германию, в войсках которой нашли своё место бандеровские отряды, уничтожившие десятки тысяч человек: евреев, поляков, русских, украинцев, белорусов. Националисты из «Правого сектора» ликуют. Полевые командиры Майдана, претендующие на ключевые посты в силовых министерствах и ведомствах, заговорили о скором воплощении в жизнь «идеалов» бандеровского движения.
Не надо думать, что Организация украинских националистов (ОУН) являла собой некое гуляйполе. В ячейках ОУН и подразделениях её военно-террористического крыла — УПА царила железная дисциплина, и каждый здесь знал, за что он борется, во имя чего убивает. К концу 30-х годов прошлого века у Бандеры уже сложилось представление о корпоративном государстве для украинцев, и оставалось лишь решить, сколько будет в вырисовывающейся модели своего, исконного, а сколько придётся заимствовать у фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании. Но разница тут была невелика, речь могла идти только о деталях.
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к трудам кумира и старых, и новых бандеровцев Дмитрия Донцова, легко пережившего мировоззренческую трансформацию: украинский социал-демократ превратился в антикоммуниста и радикального украинского националиста. Горячий поклонник Гитлера, он верил, что Украина услышит и откликнется на призыв, прозвучавший в 1926 году в его книге «Национализм», которая стала библией бандеровской верхушки: «Будьте агрессорами и захватчиками!» Донцов писал, что «украинская идея желает вступить в борьбу за властвование, идеалом является экспансия».
А кто же враг? Донцов обнаружил его. Это, разумеется, Россия, чьё «московитское мессианство» угрожает Западу. Кроме Донцова, объявившего украинцев избранным народом, костры русофобии разжигали и другие видные теоретики радикального украинского национализма, но пальма первенства отдана ему. «Донцову удалось сформировать целые слои и поколения украинских граждан, которые антироссийскую идеологию… взяли себе на вооружение абсолютно», — утверждал Олег Баган, руководитель Научно-идеологического центра имени Донцова.
Однако на лавры Донцова претендуют солидные господа, известные всей стране. И, надо признать, по праву. Эти люди, представляющие постсоветскую президентскую рать Украины, внесли огромный вклад в дело реабилитации и романтизации бандеровцев, чьи преступления зафиксированы в протоколах Нюрнбергского процесса. Но чего стоит Нюрнберг, если президент Ющенко присваивает посмертно звание «Герой Украины» Бандере и командующему УПА эсэсовцу Шухевичу. И только после протестов в стране и за рубежом, после нескольких судебных решений чудовищные указы были отменены. А что теперь?
Будет ли в Киеве «ночь длинных ножей»?
Понятно, что не каждый украинец — националист и не каждый националист — необандеровец. Но сегодня именно он хозяин в стране, которая, согласно почитаемой «Правым сектором» концепции ОУН, должна принять новую систему управления. Она будет базироваться на «национальной диктатуре», действующей «как переходная форма государственного строительства».
Почему же хранят молчание лидеры США и Евросоюза, бесстрастно наблюдая, как нарастает вал беззакония на Украине? Ведь ультранационалисты покушаются на то, что на Западе свято: права человека, толерантность, однополая любовь и т.д. Некоторые «герои» Майдана даже угрожают провести масштабную национализацию и предупреждают: не допустим, чтобы наша «революция» закончилась сменой правящих элит, требуем смены системы.
Но речи заканчиваются, и всё возвращается на круги своя. На Майдан, который обещано не распускать до завершения нелегитимной «президентской» избирательной кампании, продолжают поступать деньги из штаб-квартир олигархов. И полевые командиры — услуга за услугу — не изъявляют желания экспроприировать недвижимое и движимое имущество миллиардеров.
Вашингтон и Брюссель держат паузу. Они делают вид, что не замечают ни преступлений боевиков против мирного населения, ни антисемитских заявлений вождей ультранационалистов. Ничего не поделаешь: их вооружённые отряды остаются единственной надёжной опорой нового украинского режима.
Но и над ними сгущаются тучи. На Западе начинают понимать: фашиствующие необандеровцы портят фасад «цивилизованного мира». Одна из последних информационных «утечек» — запись разговора лидера «Правого сектора» Яроша и руководителя националистического объединения «Свобода» Тягнибока. Итак, Ярош — Тягнибоку: «Олег, ты уже понял, что нас скоро «кинут»?»
Действительно, «кинут». Спецслужбы Евросоюза уже включились в этот процесс. О чём, в частности, свидетельствует «слив» в СМИ аудиозаписи беседы Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и главы эстонского МИД Урмаса Паэта. Подробности потрясают. «Герои» Майдана запугивают и избивают депутатов Рады, требуя принятия «правильных» законов. И, наконец, главная сенсация: беркутовцев и майдановцев убивали снайперы, нанятые представителями той коалиции, которая сегодня правит Украиной.
Как «кидали» в нацистской Германии, хорошо известно. 30 июня 1934 года началась «ночь длинных ножей», закончившаяся ликвидацией заподозренных в неверности Гитлеру главарей СА, командовавших штурмовыми отрядами, в которых насчитывалось более миллиона бойцов.
Едва ли нечто подобное случится на Украине. Однако нельзя сомневаться: постепенное выдавливание «Правого сектора» и его покровителей из большой политики неизбежно. Мавр сделал своё дело.
Меченые деньги текут с Запада
В 2004 году, накануне первой «цветной революции» на Украине, группа молодых сторонников Виктора Ющенко обратилась к американскому специалисту по «тихим» госпереворотам Джину Шарпу с неожиданной просьбой. Оказывается, они перевели его книгу «От диктатуры к демократии», да вот денег не хватает для её издания. «Мы послали им, кажется, шесть тысяч долларов», — сообщил во время беседы с корреспондентом Русской службы Би-би-си автор 198 способов «мирного» свержения неугодных режимов.
История почти романтическая. Но одно в ней смущает: преувеличенная нищета «оранжевых» издателей. Ведь Майдан 2004 года, можно сказать, купался в деньгах. Судя по официальному отчёту, только неправительственные организации США потратили на первую «цветную революцию» на Украине свыше 18 миллионов долларов. Добавьте к этому поступления из американских государственных источников, учтите средства, направленные в Киев из Европы, и названную выше сумму можно смело утроить. Нельзя забывать и о значительных вложениях западных спецслужб, зарубежного и украинского бизнеса.
Пять недель продолжался тот Майдан, и был он по сравнению с нынешним просто тишайшим. И всё равно каждый день той «цветной революции» стоил около трёх миллионов долларов. Теперь нетрудно оценить, во сколько обошёлся нынешний буйный и кровавый Майдан, продолжающийся сто с лишним дней.
На покорение Украины Соединённые Штаты Америки и их европейские союзники денег не пожалели. А вот на преодоление ею экономического кризиса не спешат раскошеливаться. 1 февраля Яценюк, лидер тогда ещё оппозиционной «Батькивщины», и сопровождавший его руководитель непримиримого «УДАРа» Кличко приехали в Мюнхен, чтобы встретиться там с госсекретарём США Джоном Керри и высокопоставленными представителями Евросоюза. Они ожидали, что им удастся договориться о «плане Маршалла» для Украины.
Но вместо триумфа случился конфуз. «Конкретного плана по оказанию финансовой помощи Украине со стороны Евросоюза и США нет», — уведомила журналистов Майя Косьянчич, пресс-секретарь Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности.
А вскоре в Киеве произошло нечто странное: у сподвижника Тягнибока, вице-спикера Рады Кошулинского, начались галлюцинации. «Я лично видел, — говорил он, — план финансирования Украины в размере 150 миллиардов долларов». Но господин Турчинов, объявленный и.о. президента Украины, вряд ли поверил в это. Ему, бывшему секретарю райкома комсомола, наверное, давно известно: победители мало платят побеждённым за совершённую ими государственную измену. Денег дают чуть-чуть, на выживание, а не на развитие.
Не удивляйтесь: они уже здесь
Опьянённые победой украинские полевые командиры уже грозят России, обещая устроить Майдан на Красной площади. Желающих встретить их хлебом-солью — уйма. В конце февраля недалеко от Госдумы прошла первая репетиция «цветного бунта»-2014. На так называемом народном сходе, собравшем сотни людей, появились парни с автопокрышками. Правда, устроить из них костёр не удалось. Раздосадованные «болотные» радикалы обещали в следующий раз прийти на акцию с «коктейлями Молотова». Инструкторы по их изготовлению найдутся: юные искатели приключений, проведшие в Киеве не одну неделю, возвращаются в Москву.
Так что не стоит очаровываться результатами опроса, проведённого Левада-центром: 84% россиян месяц с лишним назад расценили протесты в Киеве как попытку государственного переворота. Но за этой убаюкивающей цифрой не разглядеть, что за душой у молодых людей, родившихся и вступивших в жизнь в постсоветское время. Ни один эксперт не скажет, сколько из них заражены «оранжевым вирусом» и когда надо ожидать взрыва эпидемии.
Аудрюс Буткявичюс, ученик Шарпа, министр обороны Литвы в начале девяностых, скептически отозвался о «болотных» активистах. «Судите сами: в 1989-м какие-то бедные литовцы с эстонцами и латышами смогли позволить себе встать в «балтийскую цепь» длиной 700 километров. А русские освоили только Садовое кольцо», — не без иронии заметил отошедший от активных дел политик, которого иногда называют организатором первой «цветной революции» на территории СССР.
Но неудача «болотного» похода не выбила из седла американских спонсоров российской оппозиции. Деньги вложены — должен быть и результат. Скоро мы увидим новые лица среди функционеров «болотного» движения. Выбирать есть из кого: сотни молодых людей прошли обучение в польском, сербском, литовском и других центрах по подготовке кадров для «цветных революций».
Не исключено, что уже летом спецслужбы России столкнутся с новой тактикой, разработанной за океаном: в протестных акциях будут участвовать тысячи «гостей» из зарубежья. И ещё одна «изюминка». Атакующие колонны сформируют из мигрантов, прошедших подготовку в специальных лагерях в странах Центральной Азии. Как всегда, сюрпризов надо ожидать и от группы Алексея Навального, кураторы которого участвовали в операции «Майдан-2.0».
Некоторые заявления ушедшего в отставку посла США в РФ Майкла Макфола вызвали лёгкий переполох в неолиберальном сообществе. Во время беседы со старшим редактором американского издания «Нью рипаблик» Джулией Иоффе (русский текст беседы размещён на сайте inosmi.ru) дипломат наконец-то объяснил, что означает на практике американская «политика двойного участия». Сотрудничая с государством-партнёром, не забывай протягивать руку помощи тем, кто разрушает его изнутри, — так будет звучать эта формула, если освободить её от маскировочного камуфляжа.
Посол, не раз повторявший, что США не имеют никакого отношения к политическому проекту русского «курсанта» Йельского университета Алексея Навального, вдруг разоткровенничался. Возвращаясь к прошлогоднему судебному процессу о хищениях в «Кировлесе», дипломат рассказал, что наблюдал в «режиме реального времени», как зачитывался приговор человеку, объявленному покровителями из США «глобальным мыслителем». Когда Навальный вышел в Твиттер, Макфол сообщил ему по-русски: «Привет, я смотрю!»
Вспоминая те дни, глава американской дипмиссии с чувством восклицал: «Кто ещё такое делает?! Какое ещё государство?! А потом мы, администрация Обамы, очень чётко заявили, что считаем приговор политизированным. Затем это сделали и другие. Но кто был первым? Мы!»
Прервём цитату, не будем умножать примеры. И без того ясно: после крушения СССР открытое и беспардонное «гуманитарное» вмешательство во внутренние дела других государств стало для США нормой.
Большая родня Адольфа
Они жаждут, жаждут своей, московской «цветной революции» — модные писатели, желавшие успеха боевикам Майдана; гастролёры из Белокаменной, услаждавшие слух киевских «сотников»; уценённые политики, вопившие: «Слава героям новой Украины!» И все они ругают «русское быдло», не желающее учиться у братского народа.
Кто только не пинает у нас «агрессивное большинство». И несть числа тем, кто ведёт вечный бой за недооценённое, лишённое главных рычагов управления страной многоликое меньшинство — политическое, национальное, сексуальное, «болотное» и т.п.
Вот и сейчас они жужжат о том же, не ведая, из какого источника черпается ими вдохновение. Послушайте, господа: «…наше государство сделает всё возможное, чтобы изгнать принцип большинства, принцип решения через массу, из всех областей нашей жизни, а стало быть, и из области политики». Так говорил Адольф. Тот самый — Адольф Гитлер.
Почему не слышно аплодисментов? Может быть, мастера «чёрной» пропаганды стесняются такого родства? Впрочем, замешательство длится не более минуты. Под суровым взглядом украинских единомышленников они распахивают объятия: «Наш! Наш!»