«Мой долг быть полезным Родине!»

«Мой долг быть полезным Родине!»

image59846404К 125-летию скульптора Дмитрия Цаплина.

8 февраля 2015 г исполняется 125 лет со дня рождения нашего земляка Дмитрия Филипповича Цаплина, талантливого скульптора известного во всем мире. Его выставки в 30-х годах произвели настоящий фурор в Англии, Франции, Испании.

Дмитрий Филиппович родился в бедной крестьянской семье в селе Малый Мелик (Выселки) Балашовского уезда Катаврасовской волости Саратовской губернии. Его отец, Филипп Александрович, в 1872 г переехавший вместе с родителями из Тульской губернии, имел одиннадцать детей. Дмитрий был четвертый ребенок в семье, и поэтому ему пришлось нянчить младших. В то время крестьянские дети рано приучались к работе. Сначала смотрели за младшими братьями и сестрами, затем за курами и гусями, пололи огород и т.д. Бездельники просто не выживали.

Сельскую школу Дмитрий посещал «всего одну зиму», научился считать и писать, а дальше нужно было помогать по хозяйству. «Учиться было некогда, да и не в чем» - вспоминал Цаплин, ведь порой в крестьянской семье были одни портки на всех детей и ходили зимой в них по очереди. «Ни одежки, ни обуви», — добавлял Дмитрий Филиппович. Но грамоту Цаплин полюбил и читал всё, что попадалось под руку — от священного писания до обрывков газет, изредка попадавших в степные места.

В молодые годы Дмитрий пахал землю, работал кузнецом, слесарем, плотником, столяром, сапожником. «Может, кто и не поверит, но работу я с детства любил по-настоящему. Был я сильный, и мне казалось, что я взрослый. В работе от взрослых не отставал...» — вспоминал Дмитрий Филиппович.

Это немаловажный факт, сыгравший огромную роль в творческой судьбе Дмитрия Филипповича. Тяжелый каждодневный труд приучил его не боятся трудностей, идти намеченным путем, упорно преодолевая все препятствия, надеяться только на себя, не пресмыкаться ни перед кем, презирать приспособленцев и карьеристов.

Основное становление Цаплина как скульптора произошло в Саратове. После восьми лет службы в царской, а затем Красной Армии, следуя непреодолимому влечению к скульптуре, и желая получить профессиональное образование, Цаплин поступает в 1919 году в Саратовские Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ). Здесь он получил в классе ваяния первые уроки пластики. «В Саратове я пришел в Высшие художественные мастерские и увидел размятую глину, стал лепить», – вспоминал Дмитрий Филиппович. Стараясь расширить свои знания, он слушал лекции о современном и древнем искусстве и запоем читал книги.

Но учился он здесь недолго, привыкший к самостоятельности и достаточно уже взрослый Цаплин не нашел общий язык со своим педагогом в классе ваяния в понимании задач скульптуры и методике обучения. "По признанию самого Цаплина, в школе он чувствовал себя ужасно одиноким: он не понимал учителей и того, зачем нужно ему было рисовать греческие фрески, а профессора не понимали ученика и того, что, собственно, нужно ему от искусства" - писал И. Лещенко его первый биограф (1936 г). Человеку от сохи, прошедшему фронт были непонятны модные левые течения в среде художников. Кубисты и футуристы мало волновали его.

Живя впроголодь, он много сил отдавал своему любимому делу. Саратовцы не редко видели, как какой-то «долговязыйчудак» таскал на себе с берега Волги бревна и складывал их в своей мастерской когда-то бывшей конюшней. Грузчики узнав, что «дрова» Цаплину нужны для скульптуры, пожертвовали «на нужды искусства» огромный кусок древесины.

Художник Миловидов (Д. Ф. Цаплин, Архив Государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. Рукопись, с. 1) так вспоминает то время:

«Шла гражданская война. Бои были в Царицыне. Саратов готовился к обороне. Студенты были мобилизованы на рытье окопов. Работал с нами и Цаплин. Был он высокого роста, сухой, очень «жилистый», очень энергичный, отличался работоспособностью и быстротой. Работая киркой, явно наслаждался работой, видимо, испытывая удовольствие от того, как кирка вгрызалась в каменистый грунт. Было приятно на него смотреть и втягиваться в ритм его работы».

Именно здесь в Саратове в 1921—1922 годах, когда в Поволжье свирепствовал голод, Дмитрий Цаплин создает свои потрясающие скульптуры «Песнь Весны», «Гамму» и «Танец».

Саратовский период с 1919 по 1924 год является базовым в формировании основного Цаплинского стиля скульптуры. Здесь же в декабре 1924 года состоялась его первая персональная выставка, прошедшая в здании музыкального техникума, в дальнейшем переименованного в саратовскую консерваторию. Молодой скульптор Цаплин представил скульптуру Ленина. Этой работой Дмитрий Филиппович открыл серию «Ленинианы». В дальнейшем на протяжении всей своей творческой жизни он часто возвращался к теме Ленина. Его скульптуры Ильича считались самыми лучшими. Именно ему удалось понять и выразить в своих работах ту мощь и целеустремленность вождя коммунистов, которая была присуща и саму Цаплину.

Изумив саратовцев, Цаплин уехал в Москву. В Москве под мастерскую ему выделили место в сарае при Доме союза писателей «у Герцена». Хоть там было темно и холодно, но зато была возможность работать с громадными бревнами, из которых он вырезал свои статуи. Из-за отсутствия постоянного места жительства жил он «по приятелям».

В 1925 году на 7-й выставке АХРРа проходившей с 8 февраля по 15 марта в Москве, в Музее изобразительных искусств был представлен бюст Ленина работы Цаплина. Портрет Ленина был не похож на все, что было создано другими скульпьорами. Он был суров, драматичен и по-настоящему монументален. В нем чувстсврвалось напряжение огромной воли, суровость человека, идущего в бой. Этот бюст очень понравился наркому обороны и начальнику штаба РККА М. В. Фрунзе (1885—1925), собиравшемуся встретиться со скульптором еще раз. Но к сожалению встреча не состоялась. М. В. Фрунзе умер на операционном столе 31 октября 1925 г.

Персональную выставку Цаплина 1927 года, проходившей в Москве в сарае при доме Герцена на Тверском бульваре, посетили А.В.Луначарский, К.Е. Ворошилов, известные художники и искусствоведы, такие как И.Э. Грабарь, Я.А. Тугендхольд, А.В. Бакушинский. О работе выставки была снята кинохроника, впоследствии показанная во многих городах СССР. Под впечатлением от работ Цаплина, представленных на этой выставке, Луначарский в этом же году отправляет его работать за границу «для совершенствования мастерства».

В Париже Дмитрий Филиппович подружился с Пикассо. Он часто бывал в его мастерской и с восторгом отзывался о работах этого всемирно признанного мастера. А когда Пикассо увидел цаплинского мыслителя то пришел от него в полный восторг: «Мыслитель Цаплина лучше мыслителя Родена».

Там же в Париже он познакомился с Татьяной Лещенко-Сухомлиной, в браке с которой у них  родилась дочь Вера. С 1933 по 1934 годы Цаплин с семьей жил в Испании. Здесь состоялись четыре его персональные выставки. Одна из них проходила весной 1934 года в Музее современного искусствав Мадриде. На ней экспонировалось 33 его произведения. 9 марта 1934 года в газете «Ла Насьон» была напечатана рецензия, в которой в частности говорилось «Эти скульптуры — прекрасные произведения истинного художника. Главные его черты — сила и жизненность. Сила, которая нас просто потрясает, а также его монументальность... его лиризм выражается в сильной форме, он и грациозен, он и динамичен». В 1935 году с большим успехом прошла его персональная выставка в Лондоне.

«Выходец из глубин крестьянской среды, самобытный, русский до мозга костей, Дмитрий Филиппович всецело жил искусством. Он был аскет в жизни. Материальных соблазнов для него не существовало. Он никогда не кривил душой. Он жил, высекая из камня и вырубая из дерева свои мысли и чувства. Пребывание за границей проходило для него под глубоко осознанным девизом: «Мой долг быть полезным Родине». Он наотрез отказывался продавать свои произведения за границей, считая, что «должен привезти все домой». Фанатик своего дела, человек великих страстей, и, как многие талантливые люди, со сложным и трудным характером — масштабность его выражалась во всем. Он не был гибким — он был глыбой. Служение искусству пронес высоко и убежденно через всю свою жизнь. (Лещенко-Сухомлинова Т.И. «Записки о скульпторе Цаплине», Панорама искусств №6.М.1983).

Дмитрий Филиппович Цаплин - продолжатель славянской культуры. В этом его трагедия и в этом его бессмертие! Он славянин, славянин по духу. Доброта и упорство, простота и независимость, глубокое чувство справедливости. Он не унижался, не клянчил блага и награды. Он работал. Работал до самозабвенья, не обращая внимание на интриги и семейные неурядицы. В этом его творческий путь был схож с итальянским скульптором Микеланджело Буонароти.

Произведения Д. Ф. Цаплина находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях Астрахани, Петрозаводска, в зарубежных собраниях. К сожалению, Саратовский музей им. Радищева имеет в своей коллекции только одну его работу.

Ушел из жизни Дмитрий Филиппович Цаплин 25 февраля 1967 года. Тело его было кремировано, но где находиться прах неизвестно. После смерти скульптора его дочь Вера проводила экскурсии в оставшейся мастерской, показывая находящиеся там многочисленные произведения, а затем на долгие годы помещение было закрыто на замок.

В 2004 году дом, где находилась мастерская, оказался в ведении одного из акционерных обществ, развернувшего на этом месте строительство торгового комплекса. Находившиеся там скульптуры были частью выброшены в близлежащий подвал, частью растащены. Благодаря стараниям скульптора Владимира Петровича Буйначева, который вместе со своими коллегами Д.Н. Тугариновым, Г.И. Красношлыковым, П. Тураевым и Р. Шерифзяновым в 2005 году перевезли около 40 оставшихся из 250 работ Цаплина в мастерские Объединения московских скульпторов, тем самым сохранив их от уничтожения.

В. П. Буйначев собрал и реставрировал многие произведения Дмитрия Филипповича Цаплина, организовал ретроспективную выставку «Дмитрий Цаплин. Трагедия скульптора», состоявшуюся в 2005 году в Московском Музее современного искусства на Петровке.

В 2007 г. на выставке анималистической скульптуры и графики 1910-1950-х годов были представлены зрителям скульптуры Д.Ф.Цаплина из коллекции Третьяковской галереи. А в 2008 г на экспозиции скульптуры 1930-х годов «Труд и оборона» выставлялась скульптура Дмитрия Филипповича «Оборона и труд».

Что такое бессмертие? Это не попытка сохранить бренное тело. Бессмертие – это память, память близких людей, память народа! Человек живет, пока его помнят…

 

Новиков Евгений Александрович

тел.-250-231

e-mail: e.novikov@list.ru

 
Статья прочитана 215 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!