Мёртвый бюджет не может быть инструментом развития!

Мёртвый бюджет не может быть инструментом развития!

(По итогам публичных слушаний 8 декабря с.г. по проекту бюджета Романовского муниципального района  на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов).                        

Ранее, при советской власти, в газетах обнародовались пятилетние планы строительства социализма с разбивкой по годам и подробным перечислением выделяемых под  поставленные задачи бюджетных средств. Проект ежегодного бюджета лишь  уточнял намеченные планы. К примеру, где в районе построить асфальтовую дорогу , в селе возвести дома для молодых специалистов или проложить водопровод.

При нынешнем либерально-рыночном капитализме планирование в экономике сначала отменили. А когда опомнились,  планы стали называть " прогнозами социально-экономического развития". Но, поскольку вместо развития у нас  по итогам, с учётом инфляционных потерь, выходит кризис или иногда застой , то прогностические показатели планировались , как правило, всегда выше отчётных, чтобы создать иллюзию развития хотя бы на бумаге. Бюджетное планирование осталось. И теперь власть призывает к "участию в  бюджетном процессе жителей Романовского муниципального района",разработала и разместила (эту инициативу можно только приветствовать)на сайте администрации  аналитический материал "Бюджет для граждан". Однако для большинства сельских жителей он неизвестен: для пожилых недоступен, а для молодых "по барабану"(не интересен). Проект бюджета опубликован в нашей районке"Восход"но, к сожалению, в недоступном для понимания виде- прочитать без лупы затруднительно и разобраться невозможно на решение каких назревших разобраться на проблем нацелен бюджет,(  кому зарплату прибавят ,где ремонт намечен или даже может быть, давно обещанный ФОК построят ). С учётом вышеизложенных обстоятельств  для " большей прозрачности, открытости и доступности бюджетного процесса" районным Комитетом КПРФ был тщательно изучен предлагаемый проект , а  выводы  и предложения  представлены на публичных слушаниях.

1.Анализ показывает отрицательную динамику "роста" общих доходов бюджета. Так, на 2018 год планируется общий объём  доходов в размере 205,3 млн. рублей- на  3 млн. больше плана текущего года. Вроде бы увеличение, а на самом деле если сравнить этот показатель с фактически полученными результатами-доходами бюджета  ещё в 2016году-204,8 млн. то прибавка составит всего 0,25 %.А с учётом инфляционных потерь за 2 года реальный размер доходной части уменьшится на 14- 15 процентов. На 2019 год  закладывается в план ещё меньше- 191, 7 млн., это почти на 13 млн. ниже 2017 года, то есть на уровне, к сожалению, только 2012 года. Возникает вопрос - что это значит? Предполагается " оптимизация" расходов в связи с сокращением рабочих мест или ожидается неминуемая беспощадная засуха?                                                2.Знакомство  с  расходной частью бюджета обнаруживает ту же тенденцию- снижение расходов. Так на 2018 год планируются расходы в размере 205,3 млн. , а это на 5 млн.  меньше показателей 20 16 года(210 млн. по факту). На 2019 год падение ещё больше- на 14 млн. , то есть напрашивается вопрос- после выборов президента России  нас опять накроет кризис?

  1. Несколько лучше обстоят дела с поступлением налоговых доходов и сборов ( налоги, акцизы, штрафы) . Здесь до 2015 г мы имели ежегодное снижение поступлений  в бюджет собственных доходов- этой важнейшей части бюджета, по причине ежегодного сокращения  фонда оплаты труда. По другому и быть не могло. Всем известно, что в результате бездумного насаждения в Саратовской области частной собственности на землю,  а затем  наступления периода вредоносной" оптимизации расходов" закрывались, сокращались, банкротились, ликвидировались десятки организаций, предприятий. учреждений, что , в свою очередь обрушило фонд оплаты труда. Жёсткая критика на заседаниях Муниципального собрания  депутатов- коммунистов и понимание руководством района неотложного решения этой важнейшей проблемы , усиление налогового администрирования  позволили в 2 раза поднять уровень налоговых доходов с20 млн.  в 2014г до 40 млн. в 2016-2017гг. Хорошую прибавку дали  единый сельскохозяйственный  налог и налог на совокупный доход , акцизы. Несколько стабилизировался фонд оплаты труда на уровне- 330-340 млн. руб.

 

Казалось , пошло дело на поправку! Да не тут-то было- одновременно с  пополнением бюджета за счёт собственных доходов,  стали падать размеры дотаций выделяемых  району из областных структур власти с 72 млн. в 2012г. до 42 млн. в 2016г.Мы(депутаты от КПРФ) обратились к губернатору, в  областную думу с требованием  по разъяснению причины сокращения дотаций . За что наказали район? За то, что не имеем долгов по оплате за потребляемые  теплоэнергоресурсы и задолженности по заработной плате бюджетникам? Принципиальная постановка вопроса депутатами Муниципального Собрания  возымели положительное воздействие- дотации нашему району будут увеличены на 2018 г. на 8 млн. рублей и "поощрили"район запланированной нам субсидии в размере 8,4 млн.  по обеспечению повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы.

4.Недостаточность налоговых поступлений и дотационной поддержки обуславливают сверхнапряжённость  бюджета, исключает  возможность маневра  ресурсами для покрытия выпадающих расходов. Так предусматривается снижение финансирования по строке "Образование" с 141 млн.в 2017 г. до 135 млн. на 2018 по причине снижения на 5 млн. предоставляемых ежегодно району субвенций для исполнения переданных местному самоуправлению отдельных государственных полномочий .Дальше следует ожидать развитие ситуации по сценарию  "Оптимизация расходов",которая в переводе на русский язык  понимается как закрытие школ, сокращение рабочих мест. Нищенские суммы заложены в бюджете по финансированию физкультуры и спорта- всего 100 тыс., в резервный фонд-10тыс.руб.

5.Главным принципиальным изъяном  предлагаемого проекта мёртвого бюджета является невозможность использования его в качестве инструмента  развития экономики района, восстановления разрушающейся сельской инфраструктуры. Так только на содержание автомобильных дорог в районе ежегодно требуется 170 млн.р.(в ценах 2016 года),  а нам выделяют с области только 8-15% от норматива. В рассматриваемом проекте расходы по строке " Национальная экономика" составляют всего 9732тыс. р., из них на дорожное хозяйство-9320тыс.р.Экономикой здесь даже и не пахнет .Наш нищий бюджет не позволяет нам участвовать в важнейших федеральных и региональных  программах по развитию сельских территорий,  требующих софинансирования.  А наши муниципальные программы разрабатываются  исходя  из финансирования их по остаточному принципу и имеющих поэтому мизерный эффект . К примеру, планируется  выделение бюджетных средств  на муниципальные программы: "Развитие малого и среднего предпринимательства"-- всего 4тыс.; "Обеспечение жильём молодых семей "-10 тыс.; "Развитие физической культуры и спорта"-50 тыс.

Какой следует вывод? Составленный прогноз предполагает сценарий социально- экономического развития района. Действительно, на первый взгляд, просматривается на 2016-2020 годы последовательный рост промышленного  производства и сельхозпродукции в стоимостном выражении на 4,2-4,7% в год .Другими словами это нулевой рост с учётом прогнозируемой инфляции и застой в экономике.  Но если посмотреть на прогнозируемое вами же сельхозпроизводство в натуральном выражении, то здесь спад производства по зерну на 24%, подсолнечнику-6%.;застой в производстве свеклы, картофеля и овощей. Поэтому и сокращение налоговых поступлений в бюджет.  Исчерпываются и имевшиеся резервы пополнения доходов от продажи земли(сокращение поступлений с 10,3 млн. в 2016 до 825 тыс. в 2018году).Эти   показатели свидетельствуют о кризисных явлениях. Отсюда низкий уровень заработной платы : ожидаемая среднемесячная зарплата по району в 2018г.-20260тыс.,2019г.- 21273тыс.

Существующая модель развития сельхозпроизводства  исчерпала свои возможности. Необходима новая агропромышленная политика  на основе программы ЦК КПРФ.

Присутствующие на слушаниях жители согласились с оценками и выводами РК КПРФ по проекту бюджета  и выступили также с критикой отдельных положений и статей  предлагаемого проекта  и внесли конкретные предложения. Так Зыков А.Н предложил значительно увеличить выделяемые средства на спорт, по программе развития сельского туризма, ремонт Дома пионеров, а также принять меры по "реанимации"КХП. В выступлении  Севидова  П.М.была поднята проблема развития пчеловодства в районе, бездействия администрации по контролю за применением фермерами ядохимикатов. Он предложил восстановить должность эколога района. А Кожухова О.Б. предложила расширить программу  по благоустройству территорий, запланировать средства на ремонт стадиона ,тротуара по ул.Советская.

 

Первый секретарь Комитета Романовской местной организации КПРФ

 Сапунов В.А.

 

 

 

 

 

 
Статья прочитана 90 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!