Сергей Обухов – «НГ»: Федеральный Центр возьмет под контроль региональные столицы

Нынешнее государственное устройство России изменят без правки Конституции.

Обухов Сергей Павлович
Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, д.полит.наук

Проекту закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ после первого чтения 9 ноября предстоит такая доработка, которая должна дать регионам определенные ответы на их многочисленные вопросы. Вряд ли стоит ждать каких-либо концептуальных изменений, но, возможно, все-таки прояснятся некоторые загадочные пассажи. Например, ст. 60, где говорится об особенностях публичной власти, в том числе на территории региональных столиц. Прямое прочтение данной нормы не оставляет сомнений, что это закладка под будущую возможность федерального Центра взять их под свой контроль – и управленческий, и финансовый, и политический. Если замысел действительно такой, то госустройство РФ останется федеративным только в тексте Конституции.

Даже название этой статьи законопроекта сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова сформулировано крайне неоднозначно: «Особенности осуществления публичной власти на федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ и на иных территориях». И если с последними все понятно – это всякого рода ЗАТО, зоны опережающего развития и инновационные центры, а также арктические территории, на которых объективно возможно и даже эффективно именно федеральное управление, то региональные столицы в этот ряд не слишком вписываются.

А если еще учесть тот факт, что вместе с ними через запятую идут федеральные территории, которые прямо управляются из Кремля, – например черноморский «Сириус», – то подозрения превращаются в уверенность. И ее только укрепляет конструкция самого проекта. «Федеральным законом могут быть установлены особенности осуществления публичной власти и взаимодействия органов публичной власти на созданных в соответствии с федеральным законом федеральных территориях, на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ», – гласит ч. 1 ст. 60. Вторая же ее часть указывает, что этим же пока отсутствующим законом могут устанавливаться «особенности осуществления полномочий органов госвласти субъекта РФ на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ», равно как и на федеральных территориях.

То есть это очевидное указание на то, что не федеральному Центру будет разрешено оказывать влияние на столицы регионов, а именно последним позволят иметь в своих же административных центрах какие-то властные полномочия. Если это действительно так, то налицо реальный план по унитаризации пока еще федеративного государственного строя, который, конечно, на какое-то время останется в Конституции, но уже не будет действовать в реальности. Ведь сейчас даже по отношению к городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю – центральная власть не имеет каких-то особенных полномочий. Данный статус скорее выгоден самим этим особым субъектам РФ. Как предполагает «НГ», в проекте Клишаса–Крашенинникова делается некая закладка на будущее. Возможно, под преемника нынешнего президента, который не будет иметь безусловного авторитета в государственных делах, как его предшественник. «НГ» попросила экспертов пофантазировать на тему ст. 60.

Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Здесь и политические, и финансовые мотивы. Когда размер кормушки сокращается, важно иметь доступ к любому ресурсу. А поскольку власть утратила поддержку активного меньшинства, что проявляется именно в столицах регионов, есть цель стреножить такую активность. То есть получается, что одновременно Кремль хочет взять под более жесткий контроль самих губернаторов, а тем – отдать под более жесткий контроль их же территории. Все это делается и под будущие федеральные выборы». По словам Обухова, губернаторов все больше делают винтиками машины управления и громоотводами, на них перекладывают ответственность, одновременно усиливая контроль за ними: «Это единая система удержания власти при помощи бетонирования вертикали».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Рост цен на продовольствие внес основной вклад в инфляцию по итогам октября

Чт Ноя 4 , 2021
По итогам октября годовая инфляция в России ускорилась до 8,13%. Об этом говорится в обзоре «О текущей ценовой ситуации», подготовленном Минэкономразвития. Post Views: 162

Рубрики