Публицист Валентин Симонин: Мальчик был, да весь вышел…

4b6e4e_0_1162f3_41b1b6ce_orig

Смерть в Лондоне беглого российского олигарха Бориса Березовского породила волну неоднозначных публикаций в средствах массовой информации, как России, так и за её рубежами.

Валентин Симонин
2013-03-30 23:31

Спектр высказываемых эмоций широк: от сочувствия до откровенного злорадства. На мой взгляд, злорадствовать по случаю смерти бывшего соотечественника не этично, хотя бы потому, что у него остались дети, которые вполне искренне скорбят о потере отца, а вот сожалеть можно, но с определёнными оговорками. Я сожалею о кончине талантливого математика, выпускника факультета электроники и счётно-решающей техники Московского лесотехнического института, прошедшего путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией в Институте проблем управления АН СССР, лауреата Премии Ленинского комсомола, которая случилась не на днях, а гораздо ранее, в конце 80-х годов прошлого века. Этот уважаемый человек умер не естественной смертью, его в себе самом убил сам Борис Березовский, когда оставил науку, пошёл в 1989 году в бизнес и бросился в политику.

Тут я позволю себе одно лирическое отступление. В 1996 году я работал в международном отделе газеты «Труд». Заведующий отделом был человеком несколько суетливым. В процессе работы над очередным номером он никак не мог остановиться на каком-то одном варианте размещения на международной полосе статей, предлагая всё новые и новые материалы. Однажды дежурный по номеру обозреватель Виталий Головачёв по этому поводу возмущался, мол, я уже отредактировал международному отделу материалов на три номера вперёд. Так вот, он всё никак не мог остановиться на украшающей полосу фотографии. Как назло, в этот день три правых колонки из восьми стандартных на полосе отдали отделу информации, а там, видимо, тоже не сразу смогли подобрать свою фотографию. И результат этого разнобоя открылся лишь на следующий день, когда номер газеты вышел в свет.

До того в «Труде» уже случались с иллюстрациями забавные истории. Так, например, хорошую статью журналистки Елены Варшавской о женском нищенстве в Москве, начинающуюся словами: «Эту бабушку я вижу каждый день на паперти церкви…», снабдили фотографией дедушки с окладистой белой бородой и клюшкой в руках. Более того, на годами ранее опубликованной фотографии Горбачёв выступал на съезде народных депутатов, а чуть ниже на снимке отчётливо была видна верхняя часть его головы с характерной отметиной.

В этот же раз на полосе разместились два снимка, на левом, с мобильником в правой руке, австралийский абориген в страусиных перьях, а справа – с мобильником в левой руке Борис Березовский. И оба заразительно смеются, рты до ушей. Но моего бедного заведующего эта сцена не развеселила – его лицо от испуга стало белее мела. В тот и последующие годы, как широко было известно в журналистских кругах, Березовский был в большом фаворе у семьи Ельцина, говорили, что олигарх, входя в кремлёвские покои главы государства, двери открывает ногами. И если бы он обиделся на эту публикацию, могли последовать не очень приятные для моего начальника «оргвыводы», но ему всё же повезло, его просто не заметили, подумаешь, какая-то мошка. Но это, конечно, не означает, что Березовский тех лет вёл себя паинькой, просто он использовал открывшиеся перед ним возможности в других целях, в первую очередь для личного обогащения. И при этом абсолютно игнорировал все существовавшие законы, не случайно, когда пробил час, то против него в России возбудили более десятка уголовных дел.

О существовании этих дел, о попытках российской фемиды «залучить в свои тенета» беглого олигарха общественность страны более-менее знает, но меньше известно то, что против него необходимо было завести дела и по политическим мотивам. Как заявил в интервью агентству «Интерфакс» глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, занимавший в 1998-1999 годах пост главы Минюста РФ, Березовский добился отстранения его от этой должности после отказа выполнить откровенно противозаконные и провокационные требования — запретить КПРФ и учинить судебную расправу над Геннадием Зюгановым. Надо ли говорить, что выдвижение таких требований подсудное дело? Но оно сошло Березовскому с рук, как, надо полагать, и многие другие «художества», проворачивая которые он и впал в иллюзию, что в состоянии делать всё, что только смоделирует в своей голове.

Некоторые обозреватели отмечают, что Борис Абрамович возомнил себя этаким «делателем царей»: в 1996 году привёл Ельцина ко второму президентскому сроку, а затем протежировал Путину. А когда с ним рассорился и «убёг» в Великобританию, то обещал его очень скоро сместить и задвинуть куда подальше. Так почему не задвинул? Интересно, а не приходила ли ему в голову мысль о том, что это не он кого-то использовал в своих целях, а его самого кто-то использовал уже в своих целях? Римским легионерам захваченные города отдавались на трёхдневное разграбление. В эти три дня у них, возможно, складывалось впечатление, что это упоение грабежом продлится всю оставшуюся жизнь. Но через три дня наступало отрезвление, кто не подчинялся приказу прекратить, мог попасть и под децимацию, то есть лишиться жизни.

Сегодня в стране много желающих поковыряться в «белых пятнах истории». Решатся ли они разобраться в одном из них, отстоящем от нас не так далеко по времени. Дочь Ельцина Татьяна Юмашева на своей страничке в Интернете как-то написала, что, мол, папа сам пришёл к решению добровольно сложить с себя президентские полномочия 31 декабря 1999 года. Он, дескать, две недели до того ходил мрачный и всё о чём-то думал и думал. Но потом она добавила, что задумался Ельцин сразу после беседы с глазу на глаз с и.о. премьера Путина. Интересно, какие аргументы в пользу «добровольной отставки со слезами на глазах» привёл ему Владимир Владимирович? Может быть, на предстоящем в апреле общении президента с общественностью этот вопрос и всплывёт, в чём я правда сильно сомневаюсь.

Но дело не в этом. Дело в том, что уже после того, как Березовский «слинял» из России, провокационная деятельность в отношении КПРФ, которая имела место при нём, продолжилась. И я в этом наглядно убедился. Весной 2006 года на улице в одном из районов Москвы мне всучили в руки некую листовку. В ней говорилось, что КПРФ, дескать, готова взять на себя заботу об одиноких пожилых людях. Так сказать, на дожитие под квартиры, которые они завещают партии. Эту листовку я показал тогдашним руководителям МГК КПРФ и эта «инициатива» была тут же закрыта. Тогда же я поинтересовался этим «креативным» человечком. Оказалось, что он недавно вступил в партию, но очень активно предлагает разного рода идеи. А месяца через три мне сказали, что он партию покинул, дескать, обидевшись на то, что его «идеи» не принимают, ушёл в ЛДПР.

Тогда, помнится, я воспринял эту новость несколько индифферентно, а вот сегодня думаю так: уйти-то ушёл, а вот пришёл ли в ЛДПР? А может быть, как говорится, вернулся на прежнее место для продолжения службы? В воскресенье, 24 марта, по каналу ТВ Центр показали телевизионный фильм «Телохранитель. Красный дед». Так вот в этом фильме, который был снят, по одним данным, в 2006 году, а по другим в 2007, речь как раз и шла о некоем старичке, который через нотариуса отписал свою трёхкомнатную квартиру политическому движению «Справедливость». Это движение, которое проводит демонстрации и митинги под красными знамёнами, включает в свои ряды экстремистов, орудующих заточками и арматурой. Его руководителя, через некоторое время убитого, зовут Андрей Геннадиевич, он пользовался поддержкой «администрации», с которой имел какие-то договорённости. И, к тому же, ради добывания денег на свою полукриминальную деятельность, руководители движения готовы были убить дедушку, чтобы продать его квартиру по рыночной цене.

Надеюсь, что читатели уже поняли, что этот фильм из разряда идеологических диверсий, психологической войны против КПРФ и сторонников партии. Добавлю, что на сайте ТВ Центра есть много материалов, которые можно скопировать, как, например, передачи «Постскриптум» Алексея Пушкова. Упоминание о фильме «Телохранитель. Красный дед» есть, но ни скопировать, ни посмотреть, ни даже купить его на каком-либо электронном носителе невозможно. Иными словами, этот фильм, другие из этого сериала я не видел, но подозреваю, что они того же самого пошиба, демонстрируются с тем, чтобы внедрять в сознание людей пошленькую мысль о зависимости руководства КПРФ от кремлёвских сидельцев. Полагаю, что тот паренёк, предложивший КПРФ брать старичков на пожизненную ренту, был не случайным казачком. Автор этих строк уже не в том навином возрасте, чтобы верить в подобные «случайные» совпадения. Как было бы тогда, в 2006 году,  удачно, если бы к моменту выхода фильма ещё бы и подтвердились некоторые его факты. Увы, вам, ребята, не получилось, сорвалось! Однако эта история ещё раз говорит членам КПРФ о необходимости не терять бдительность, «оппонент» силён и коварен. Дело Березовского не побеждает, но живёт.

Конечно, через некоторое время Бориса Абрамовича начнут забывать. Может быть, однажды кто-нибудь задаст сакраментальный вопрос: «А был ли мальчик?» Не будем забывать, был. Большую часть своих лет вёл хаотическую жизнь, по собственному его признанию погряз в алчности и как-то нелепо умер. Родился и жил в России, но, как совершенно справедливо написал американский журналист  Дэвид Хершенхорн в газете «Нью-Йорк таймс», «в России вряд ли будут оплакивать Березовского».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

«Вместе с коммунистами всей России мы должны привести народ к победе социализма!» Доклад В.Ф. Рашкина на II (мартовском) пленуме МГК и КРК Московского городского отделения КПРФ

Пн Апр 1 , 2013
  II (мартовский) пленум МГК и КРК Московского городского отделения КПРФ. Публикуем текст доклада заместителя Председателя ЦК, первого секретаря Московского горкома Компартии В.Ф. Рашкина. Post Views: 421

Рубрики