Мелкотемье «отца нации», левопатриотическая мимикрия, антирусская риторика. Экспресс-анализ десятого президентского послания Путина

Мелкотемье «отца нации», левопатриотическая мимикрия, антирусская риторика. Экспресс-анализ десятого президентского послания Путина

a3da0a_poslanieПредставляем экспресс-анализ десятого президентского послания Путина, подготовленный "по горячим следам" колективом Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний и сотрудниками Центра исследований политической культуры России.

 С.П.Обухов, А.Н.Васильцова, А.В.Прокофьев, Е.Б.Шабарова, Н.Ю.Волков, А.М.Богачев, А.В.Ведруссов, Н.В.Фокина, А.Н.Гавалова, А.А.Брагин, Р.И.Тхагушев Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ, ЦИПКР
2013-12-12 16:45

 

Содержание

«Мелкотемье» Послания,  как издержки пиар-образа «отца нации»

Ритуальные конституционные поклоны и заявка на новую правку Конституции

«Песочница» для партий, общественные симулякры и несменяемая власть

Признание экономического провала без должных выводов

Оффшоры – угроза режиму личной власти?

Путин и пустота

Национальный вопрос и антирусская лексика

«Оптимизация» здравоохранения и образования

Без культура и экологии

Путин в «маске Зюганова»?

* * *

Второй раз президент Путин огласил свое послание перед новогодними праздниками. Второй раз оно стало декларацией планов на следующий год, а не перечнем задач на текущий, как это было в предыдущих посланиях. Опять при изначальной заявке, что в послании докладчик намерен говорить о долгосрочных проектах и планах, оно тут же все рассыпалось в мелкотемье и перескоках на разноплановые проблемы. Опять все та же унылая повторяемость традиционно нерешаемых проблем. Опять «забывчивость» при оценке реального положение дел и ранее поставленных задач. Опять поклонение магии цифр – 12-й день 12-го месяца в 12 часов.

Десятое президентское послание гр. Путина было короче предыдущих на третьем сроке президентства – оно длилось 69 минут, но длиннее большинства тех, что произносились на первом и втором сроках правления.  До этого самым коротким было постинаугурационное послание в начале второго срока в 2004 году (47 мин.).

Таблица

Продолжительность президентских посланий В.В. Путина

Дата послания Продолжительность (мин.)

12 декабря 2013 года

69

12 декабря 2012 года

81

26 апреля 2007 года

72

10 мая 2006 года

62

25 апреля 2005 года

48

26 мая 2004 года

47

16 мая 2003 года

65

18 апреля 2002 года

51

3 апреля 2001 года

63

8 июля 2000 года

50

Самым длинным было прошлогоднее послание – первое на третьем сроке (2012 г.) – 81 мин.

 

«Мелкотемье» Послания,  как издержки пиар-образа «отца нации»

 Мелкотемье было в значительной мере свойственно всем Посланиям Президента, но Послание-2013 заметно выделяется в этом ряду тем, что в нём отсутствовал даже намёк на скрепляющий стержень, который сводил бы воедино весь этот набор незначительных, третьестепенных проблем.

Путин говорил о чём угодно – начиная от цен на общежития и заканчивая имущественными спорами в третейских судах – но так и не прозвучал ответ на главный вопрос, который требует от Послания Президента Конституция: куда, зачем и как мы идём, то есть каковы глобальные цели страны и какие шаги уже сделаны на этом пути.

По нашему мнению, упорядочивание интернет-торговли, поиск волонтёров в больницы и ежегодная диспансеризация – это не сфера компетенции Президента. Если глава государства сосредотачивает внимание на подобных вопросах, это может означать только одно: система властной вертикали абсолютно атрофировалась и не способна выполнять свои обязанности, а страна полностью перешла в режим «ручного управления». При этом Президент занят не разработкой государственных стратегий и решением общефедеральных вопросов, как ему полагается по должности, а беспрерывным «латанием дыр», подаваемым как «личное участие» Президента в каждодневных делах рядовых граждан.

Очевидно, что наблюдаемое «мелкотемье» является следствием двух взаимодополняющих процессов: во-первых, неспособностью власти к разумной, созидательной, стратегически прорабатываемой деятельности; и во вторых, политтехнологическим приёмом, заключающемся в подаче образа Президента как «заботливого отца нации», который в курсе всех, даже самых мелких проблем подданных.

Здесь необходимо отметить, что в Послании-2013, в отличие от предшествующих, вообще не поминалось о сделанном, не было даже обычного краткого «отчёта» о том, что было достигнуто за истекший год.

Таким образом, десятое по счету Послания Президента Путина окончательно скатились к голому прожектёрству и популизму. Самым наглядным воплощением этого популизма, на наш взгляд, явилась фраза, что руководители вузов «дождутся этого», т.е. пересмотра финансирования в связи с завышением цен на общежития. Совершенно неприкрытое «подлизывание» к испокон веков оппозиционно настроенному студенчеству…

 

Ритуальные конституционные поклоны и заявка на новую правку Конституции

 

Послание было произнесено в день 20-летия Конституции. Поэтому президент не мог обойти тему Основного Закона и идущую сейчас его правку под задачу усиления режима личной власти через усиления президентского контроля над судебной системой и ликвидации самостоятельного института прокурорского надзора.

Опять был повторено мифическое обоснование о необходимости слияния Верховного и Арбитражного судов: "Сегодня в трактовке многих законов эти суды часто расходятся, иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же". Хотя сами суды уже раскритиковали ляпы и несуразности в законодательных новациях по их объединению. Ни в Думе, ни самими президентом так и не было названо ни одного примера дел, когда Верховный и Арбитражный суд по-разному толковали одну и ту же норму закона

Ясно, что говорить о желании переаттестовать высших судей в Администрации президента под предлогом процедуры слияния, равно как и о желании лишить прокурорский надзор самостоятельности Путин не решился. Это очевидные, но недекларированные цели правок Конституции.

Заявкой на будущую перекройку Конституции под нужды режима личной власти стало заявление в Послании о том, что  конституционный процесс нельзя считать завершенным. А декларацией классовой сущности режима стало определение приоритетного слоя граждан – бизнес-сообщества, предпринимателей, участие которых в управлении страной поставлено как приоритетная задача.

 

«Песочница» для партий, общественные симулякры и несменяемая власть

 

Сразу после слов о том, что Конституция важна, но жизнь не стоит на месте и точечные изменения Конституции необходимы, Путин перешел к политической части своего послания. Она оказалась на удивление короткой и малозначимой в этом послании.

Если в предыдущем послании 2012 года Путин, по-сути, сформулировал правила функционирования политической системы (недопустимо ставить под сомнение территориальную целостность России;  недопустимо работать в интересах внешних сил и государств, использовать зарубежное финансирование; недопустим приход во власть криминала; возможен только цивилизованный диалог в рамках существующей системы и любые протесты, не укладывающиеся в нормы путинского драконовского законодательства, будут трактоваться как экстремизм, а любые политические изменения возможны лишь в рамках выстроенной им системы и с ее одобрения), то в нынешнем - эта тема оказалась проходной

Видимо, Путин решил, что особо опасных внутренних угроз для режима личной власти пока не наблюдается, поэтому проблемы перемен в политической системе оставил за скобками послания. И это несмотря на то, что именно сейчас идут интенсивные процессы переписывания правил игры в политической системе и перекраивания партийной системы.

Но те некоторые темы, которые прозвучали в Послании, например, усиление новых партий, которые «составят конкуренцию старожилам политической системы» или «создание общественных советов при органах исполнительной власти» и «усиление роли общественной палаты» весьма показательны. Из этих заявленных приоритетов можно сделать следующие выводы.

  1. Путин демонстративно показывает, что удел партий - конкурировать между собой без всякой угрозы для реальной партии власти, а точнее правящей группы, которая несменяемо уже 20 лет правит страной.
  2. Партия власти очертила четкие границы «политической песочницы», в которой допускается реальная политическая борьба. А задача партий не бороться за власть, а удержаться в этой песочнице под натиском новых партий.
  3. В послании мы увидели подтверждение того, что и спустя 20 лет после провозглашения «танковой Конституции» свободные выборы в России с предсказуемыми правилами и непредсказуемым результатом невозможны. Результат выборов в виде прихода к власти новых политических сил пока неприемлем для Путина. Нам предлагают непредсказуемые правила, чтобы обеспечить предсказуемый результат. Именно это, по сути, имеется в виду во фразе Путина: «чтобы через механизм выборов приходили ПОДГТОВЛЕННЫЕ люди». Если придут «не подготовленные», то, надо понимать, весь отработанный механизм «посадок» и «отрешений» будет запущен на все сто процентов.
  4. Путин продолжил четкий курс на создание имитационных,  квазиобщественных структур. Отгораживаясь от общества, игнорируя его запросы на перемены, на сменяемость власти путем выборов, правящая группа и автократор пытаются создать витрину, демонстрирующую связи власти с обществом. В данном послании был продекларирован очередной шаг в этом направлении – создание общественных советов при органах исполнительной власти. Если проанализировать предыдущие шаги Путина в этом направлении, то мы увидим, что это не отдельный штрих, а целая система симулякров.
  5. В России уже создан набор заменителей естественных политических или общественных механизмов. Вместо того, чтобы в достаточной степени молодежь присутствовала в парламентах различного уровня, создают молодежные палаты. Вместо того, чтобы общественность могла влиять на власть через СМИ, тот же парламент, у нас созданы общественные палаты. Многие партии не могут попасть в парламент, тогда создают совет непарламентских политических партий. Вместо свободных и прозрачных выборов с нормальной конкуренцией, когда общество само определит, какие партии должны быть в парламенте, как они должны влиять на государства и общество, кто должен возглавлять исполнительную власть и как она должна работать, что могло бы стать единственным нормальным рецептом, который выработало человечество, Путин предлагает, по сути, дополнительную бюрократизацию и создание искусственных структур.
  6. По теме местного самоуправления кроме банального признания - «Неразбериха с полномочиями» - никаких других «сенсаций» не произошло. Все «домашние заготовки» в виде встреч Путина с представителями местного самоуправления, красивые декларации в статьях и выступлениях никакого переложения на язык Послания не получили.

Некоторые заключения: Любые предложения по реформированию политической системы пытаются подать как шаг навстречу требованиям граждан,  между тем без решения ключевой проблемы – отсутствие законности в сфере проведения избирательных кампаний любые позитивные изменения невозможны.

В России сохраняется и обостряется проблема несменяемости власти и все громче заявляет о себе проблема утекающей легитимности всех ветвей власти, включая самого Президента.

 

Признание экономического провала без должных выводов

 

Особенностью нынешнего Послания стало широковещательное признание провала экономической политики.

«Основные причины замедления экономического роста России носят внутренний, а не внешний характер», заявил президент РФ Владимир Путин, выступая с Посланием Федеральному Собранию. "Да, конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать: основные причины замедления (экономического роста РФ – Авт.) носят не внешний, а внутренний характер".

Но признание провала либерального социально-экономического курса прошло без должных выводов и предложений. Если не считать банальных утверждений о неких известных факторах роста.

Но дальше этого самобичевания никаких других выводов не было сделано.

Хотя можно было признать следующее:

1.Россия, благодаря разрушительной политике кабинета министров Медведева, «преодолела сырьевое проклятие и слезла с нефтяной иглы» - российская деиндустриализированная экономика перестала реагировать на растущие цены на нефть. Впервые за 12 лет произошел слом зависимости. Это дефолт проводившейся политики кудриномики и Вашингтонского консенсуса по изъятию денег из экономики в резервные фонды и вывозу за рубеж. Нефтегазовый путинский «Титаник» сел на мель и тонет - в январе-октябре средняя цена за баррель смеси Urals составила 107,7 долл. А темпы роста экономики упали в 3 раза - с 3,9% в январе-сентябре 2012г. до 1,3% сегодня.

2. В России полноценная рецессия, хоть власти и боятся, как огня, это признать. Темпы роста ВВП падают на протяжении последних 7 кварталов - с осени 2011г. Это вектор в могилу - России не помогает даже дорогое сырье и приток нефтедолларов.

3. Упадок в промышленности. Формально низкопередельная экономика России растет, однако реальный сектор уже с начала 2013г. в глубоком кризисе. За 10 месяцев 2013г. обрабатывающая промышленность сократила выпуск на 0,3%, естественные монополии (газ, вода, электроэнергия и тепло) - на 0,6%, инвестиции в основной капитал сжимаются на 1,2%, а грузооборот на железнодорожном транспорте, отражающий положение дел в производственном комплексе, падает на 2,2%. Это худшая макроэкономическая динамика с кризисного 2009г.

4. Обвал  рентабельности. По итогам 10 месяцев 2013г. чистая прибыль российских хозяйствующих субъектов упала на 18%! В сельском хозяйстве - на 50%, в строительном комплексе - на 40%, на транспорте - на 30%, в обрабатывающей промышленности - на 22%! Свыше 33% всех предприятий являются убыточными.

5. Дорогие кредиты, произвол монополий, стремительный рост цен на тарифы и ГСМ, коррупция, "сердюковщина",  административные барьеры и наплыв импорта в силу присоединения к ВТО душат остатки несырьевой промышленности.

6. Вымирание малого бизнеса. С начала 2013г., по оценкам Минюста, после двукратного повышения размера страховых взносов с регистрации снялись свыше 550 тыс. индивидуальных предпринимателей. Они либо обанкротились, либо ушли в тень.

7. В 2013г. Россия потеряла свыше 250 тыс. рабочих мест. Это разница между числом принятых на работу и уволенных сотрудников. Часть из них ушла "в тень", а часть была замещена мигрантами и незаконно въехавшими гастарбайтерами. За период 2005-2012гг. Россия потеряла свыше 4,2 млн. рабочих мест: 1,2 млн. - в сельском хозяйстве, 2,2 млн. - в обрабатывающей промышленности, 350 тыс. - на транспорте. Создали 500 тыс. в системе госуправления, 350 тыс. - в финансовом секторе, 300 тыс. - в торговле.

8. Разваливается платежный баланс. Профицит счета текущих операций упал в два раза на ровном месте при дорогой нефти - с 61 млрд. долл. в январе-сентябре 2012г. до 29 млрд. в аналогичном периоде 2013г. Хуже того, в 3-м квартале 2013г. профицит оказался худшим с конца 1999г! Чуть более 1 млрд. долл. Впереди Россию ждет девальвация.

9. Полным ходом идет девальвация. С начала года рубль ослаб на 3 рубля к доллару (до 33,4 рублей) и на 5 рублей к евро (до 45,2 рублей). К евро - минимум с конца кризисного 2009г. Уже к концу 2014г. рубль упадет до 35-35,5 рублей за доллар, так как у Правительства рассыпается бюджет, рушится платежный баланс, растет безработица и т.д. Это спровоцирует рост цен на импортные товары, что ударит по малообеспеченным россиянам.

10. Разгон инфляции. В бюджет на 2013г. заложили рост потребительских цен на 5,5%, а по факту более 6,8% в январе-октябре. Реально социальная инфляция и вовсе свыше 10-12% - такими темпами растут цены на товары и услуги первой необходимости. Хлеб подорожал на 14,5%, макаронные изделия - на 11%, плодоовощная продукция - на 15%, электроэнергия и газ - на 12-14%, а услуги ЖКХ - почти на 12%. Бедные беднеют, а богатые богатеют. Правительство же искусственно занижает масштабы индексации зарплат бюджетникам и недофинансирует экономику и социальную сферу.

11. Бюджет деградации и упадка. Подписан бюджет на 3 года, где в номинальном выражении расходы на экономику, ЖКХ, науку и социальную сферу сокращаются на 15-20%, а с учетом даже официальной инфляции падают на 30-40%. Бремя финансирования майских указов сбросили на регионы, чьи бюджеты и без того дефицитны.

Долги регионов превысили 1,3 трлн. рублей и выросли в 3 раза за последние годы. 65 российских регионов на грани дефолта - без новых займов или поддержки федерального центра они не смогут обслуживать долги.

12. Единая Россия отказалась повышать МРОТ до прожиточного минимума (с 5,5 до 7,2 тыс. рублей). Правительство не гарантирует прописанное в Конституции право граждан на жизнь Цена вопроса в целом -350 млрд. рублей. Для бюджета  - 95 млрд. В Резервном Фонде и ФНБ свыше 5,9 трлн. рублей.

13. Провал пенсионной реформы. Вместо реальных денег - условные баллы. Коэффициент конвертации будет зависеть от воли властей и наличия денег в бюджете, коих не будет. Скрытое повышение пенсионного возраста через увязку размера пенсии с трудовым стажем. Минимальный трудовой стаж повышен с 5 до 15 лет. Коэффициент замещения выпадаемого дохода пенсией упадет с 35% до 19-22% вместо обещанных 40%. Вывешивают морковку - кто продолжит работать при достижении пенсионного возраста, тому в 1,5-2 раза повысят пенсию. Однако в России столько не живут - воспользоваться обещанными благами россияне просто не успеют. Отказались от софинансирования накопительной части пенсии. Заморозили накопительный компонент - деньги подвисли, и это вызывает панику. Достойную пенсию не получат 70% россиян, чьи доходы ниже средней зарплаты по стране (29,5 тыс. рублей).

Про эти реальные проблемы и негативные итоги правления Путина в Послании – ни слова.

 

Оффшоры – угроза режиму личной власти?

 

Президент подробно остановился на проблеме оффшоризации экономики, скромно признав провал мер по деоффшоризации.

Конечно, масштабы бедствия не были обозначены. А они таковы.

  1. Нарастает масштабный исход капитала. Только по итогам девяти месяцев 2013г. чистый вывоз капитала из России превысил 49 млрд. долл. Тогда как в ЦБ РФ и Минэкономики обещали нулевое сальдо или даже чистый приток капитала. Уже 5 лет чиновники хронически и с завидным постоянством ошибаются в прогнозах. За это время (2008-2013гг.) из России было вывезено свыше 430 млрд. долл. - порядка 14 трлн. рублей, 110% федерального бюджета России и 20% ВВП в ценах 2012г.
  2. Колоссальный незаконный вывоз капитала ставит под угрозу национальную безопасность. В 2012г. с нарушением законодательства из России, по оценкам ЦБ РФ, вывезли свыше 50 млрд. долл. В этом году будет поставлен рекорд - 55-57 млрд. долл. Реально - все 90-100 млрд. долл. Это 25% федерального бюджета, что превышает суммарные расходы Правительства на национальную экономику, науку, образование, здравоохранение, ЖКХ, культуру и спорт.
  3. Размер внешнего долга России вырос с 630 до почти 720 млрд. долл. Россия все плотнее садится на иглу внешних займов. Это усиливает процесс оффшоризации экономики - российские заемщики перерегистрируют активы за рубежом. В 2012г. чистый инвестиционный убыток от уплаты процентов по кредитам и дивидендов иностранцам превысил 56 млрд. долл. Это 1,7 трлн. рублей - расходы федерального бюджета на экономику.

Внимание к теме деоффшоризации экономики, видимо связано с попытками как-то оправдать отсутствие реализации прошлого послания и отсутствия экономических достижений.

Предложены некоторые меры по реальной «деоффшоризации» экономики:

1.Облагать доходы оффшорных компаний российскими налогами, применять российские налоговые правила.

2.Запретить этим компаниям пользоваться государственной поддержкой.

3.Закрыть доступ к государственным контрактам, контрактам с гос.участием.

При этом Путин, признавая гигантские потери российской экономики от оффшорной деятельности – пятая часть всего экспорта, пытается в некотором роде это завуалировать и уйти от ответственности, говоря, что это вообще международная проблема, в том числе, развитых стран.

Меры, предложенные президентом в этой сфере в Послании – оправданы. Вся проблема в их реализуемости. В чем большие сомнения, так как предыдущие заявки из прошлогоднего послания так и не были осуществлены.

Видимо, Путин понимает, глядя на киевский Майдан и поддерживающий его оффшорный украинский капитал, что здесь кроется внешняя, экономическая угроза режиму его личной власти.

 

Путин и пустота

 

«То ли делается так, чтобы вызвать недовольство в обществе, то ли вообще ничего не делается», - заявил президент Путин в Послании о работе своей команды

«Где все эти меры?» – вопрошает глава государства, который уже второй год не может добиться от своих подчиненных выполнения своих «майских указов». «Я считаю, что нельзя строить политику по формальному принципу. Да, экономическая конъюнктура меняется, но это не повод для ревизии целей», - словно глас вопиющего в пустыне в который раз по Георгиевскому залу разносится уже почти традиционное путинское праведное негодование: смотрите, люди, царь хороший, но разве можно найти управу на таких нерадивых бояр?...

А далее следует поток правильных и даже красивых слов: о патриотизме, о традиционных ценностях, о «духовных скрепах»…  И опять разбивается о глухую стену некомпетентности, коррумпированности и цинизма чиновничьей рати. Не случайно, в своем послании президент несколько раз делает акцент на коррупционной угрозе: и в связи с обострением межэтнических отношений («продажные сотрудники правоохранительных органов»), и в привязке к провальным показателям нацпроекта «Доступное жилье» («Очень коррумпированная сфера»), и, конечно же, в рамках проблемы реформирования МСУ («Органы местного самоуправления сотрясают коррупционные скандалы»).

Часто сокрушаясь в Послании о проблеме коррупции, называя ее при анализе положения дел в каждой сфере, Путин при этом никаких рецептов искоренения коррупции не предлагает. Даже в чисто декларативном, популистском формате. Он просто не знает, как бороться с этой напастью. Ведь коррупция насквозь пронизывает так тщательно выстраиваемую им же властную вертикаль: от крошечного посёлка до ближайшего окружения главы государства. А воевать против «своих» глава государства явно не готов.

 

Национальный вопрос и антирусская лексика

 

В Послании Президент три раза произнес слово «русский». Один раз резко негативно – понося «русский национализм». Два раза в контексте русского языка.

По сравнению с прошлогодним Посланием наблюдается резкое изменение вектора национальной политики Путина. Если в Послании-2012 содержались двоякие, разнонаправленные императивы – с одной стороны, некоторое заигрывание с национально-ориентированными массами, с другой стороны, традиционные заклинания о «целостности страны», национальном разнообразии и пр. – то в Послании-2013 Путин сделал свой выбор. И выбор этот – не в пользу русского народа.

Причём вышеуказанную позицию Президент выразил в резкой, недвусмысленной, откровенной манере. Так, намекая на события в Бирюлёве, Путин заявил, что будто бы «бытовая трагедия явилась поводом для бузы». Соответственно, криминализованные мигрантские массы, терроризирующие коренное население, для Путина – лишь «бытовуха», не заслуживающая общественного внимания! А справедливый народный гнев, наконец-то вылившийся в полномасштабные акции протеста, - просто-напросто «буза»! Подобная антинациональная позиция очень красноречиво показывает, в чьих интересах действует российская власть.

Более того: людей, проявляющих хоть какие-то зачатки национального самосознания, Президент клеймит националистами и ставит в один ряд, на одну доску с этнической преступностью и коррумпированными чиновниками. И называет эту совокупность «аморальным интернационалом»! То есть Путин недвусмысленно признался, что для него русская национальная идентичность и защита интересов государствообразующей нации – это «аморальное» понятие. Впрочем, чего ещё ожидать от власти, выражающей интересы транснационального капитала?..

Антирусскость Послания-2013 не ограничивается абстрактной этической оценкой. Путин предлагает конкретные меры по отстаиванию интересов мигрантов: он предлагает создать условия для поступления в российские вузы выходцам из стран СНГ, признать их школьные аттестаты и даже проводить ЕГЭ в странах Средней Азии и Закавказья, чтобы их молодёжь могла учиться в России наравне с гражданами РФ. Подобные меры являются прямым ущемлением интересов граждан России в пользу интересов иностранных граждан, т.е. неприкрытым нарушением Президентом российских национальных интересов. Ведь каждый принятый в вуз иностранец – это оставшийся без высшего образования русский, татарин, якут…

Путин прямо заявил, что, в его представлении, иноэтнические мигранты – «сами жертвы». В Послании-2013 мы видим, что позиция Президента по национальному вопросу всё дальше отдаляется от той, которую разделяет подавляющее большинство населения. В условиях всё усиливающейся межэтнической напряжённости в стране такой разрыв во мнениях между главой государства и народными массами может сыграть роль серьёзного дестабилизирующего фактора, снижающего политическую устойчивость нынешнего режима.

«Оптимизация» здравоохранения и образования

В области здравоохранения и образования В.В. Путин предложил проводить эффективную «оптимизацию», что на практике приведет к ликвидации ряда «неэффективных» учреждений образования и здравоохранения.

Работников этих сфер ожидают нелегкие времена, так как Президент призвал более стремительными темпами проводить реформу НКО.  Это переход на «эффективный» контракт и проведение аттестации специалистов, это внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения, которые предоставляют услуги наилучшего качества.

Президент пообещал повысить зарплату учителям и врачам, но при этом дал понять, что им придется постоянно подтверждать уровень своей квалификации, возрастет конкуренция, что, безусловно, отрицательно скажется (как мы это знаем на практике) на психологической и нравственной атмосфере в трудовых коллективах (приведет к росту напряженности, конфликтности), а в конечном итоге негативно отразится на качестве предоставляемых услуг.

Президент признает, что за прошедшее время закон об НКО («Открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений») не дал положительных результатов: качество услуг в образовании и здравоохранении не улучшилось. Тем не менее, он все еще наивно ожидает положительных сдвигов от этой «реформы».

Путин предложил и дальше реализовывать переход к страховому принципу в здравоохранении и образовании. По его мнению, это улучшит качество услуг, а граждане будут «более ответственно относиться к своему здоровью». Надо полагать, что теперь болеть станет еще более накладно. Это положение противоречит позиции КПРФ. Наша партия предлагает перевести всю систему здравоохранения на государственное бюджетное финансирование, заменив им обязательное медицинское страхование. В области образования КПРФ за бесплатное и качественное образование для каждого.

Неоднозначно можно оценить предложение Президента по объединению «под одну крышу» детских дошкольных учреждений со школами. Такой процесс, в частности, уже начался в Москве и вызвал шквал возмущения педагогов и родителей.

Из положительных новаций Президента можно назвать его предложение о возвращении обязательности сочинений, как итоговой аттестации учащихся. Но ЕГЭ, к сожалению, по-прежнему сохранится.

Из положительного можно также отметить слова Президента о возрождении и развитии школьной профориентации. О развитии инфраструктуры массового детско-юношеского спорта. Он также считает, что нужно ограничивать плату для студентов, проживающих в общежитиях. Будут созданы условия для привлечения в российские вузы иностранных студентов, прежде всего, из стран СНГ. Будет развиваться массовое дистанционное образование. На более высокий уровень будет поставлена военная подготовка в вузах. Президент также говорил, о том, что школа должна заниматься воспитанием, а не только предоставлять образовательные услуги. Причем Президент говорил о воспитании в русле традиционных ценностей.

Говоря о профессиональном обучении, Президент отметил, что оно должно быть максимально приближено к производству.

Из положительного также можно отметить предложение президента об обязательности проведения бесплатной диспансеризации для детей и взрослых. О развитии новых технологий в медицине. Он пообещал в полтора раза больше проводить в стране высокотехнологичных операций уже через три года.

Путин сказал также о развитии системы волонтерства в здравоохранении. У волонтеров будут преимущества при поступлении в медицинские вузы.

 

Без культура и экологии.

 

В прошлогоднем президентском Послании теме культуры было уделено незначительное внимание. Практически вся она исчерпывалась следующим фрагментом выступления: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность. Попытки государства вторгаться в сферу убеждений и взглядов людей – это, безусловно, проявление тоталитаризма. Это для нас абсолютно неприемлемо. Мы и не собираемся идти по этому пути. Мы должны действовать не путём запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Не нашла серьезного отражения тема культуры и в нынешнем Послании. Фактически, Путин лишь отметил, что 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он заявил следующее:

«Наступающий 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования.

Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

Уже дано поручение, начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения».

Таким образом, в президентском Послании оказалось учтено требование КПРФ о том, чтобы не сводить проверку знаний выпускников только к ЕГЭ. Однако другие предложения коммунистов не нашли своего отражения. В частности, не прозвучало ни слова о том, чтобы создать Национальный общественный совет по культуре для выработки принципов и путей духовного развития страны; в кратчайшие сроки принять закон «О культуре»; удвоить бюджетные расходы на эту сферу в течении трех лет; преодолеть засилье массовой культуры на телевидении; реализовать семилетнюю программу восстановления закрытых и разрушенных клубов, домов культуры, детских культурных учреждений; защищать русский язык, как важнейшее средство межнационального общения.

Не была затронута в президентском Послании и тема экологии. Прозвучал лишь тезис о том, что необходимо отстроить систему технических и экологических регламентов.

 

Путин в «маске Зюганова»?

Следует отметить, что часть предложений и идей в Послании взята из политического программного багажа КПРФ и Г.А.Зюганова. Мимикрия под левые и государственно-патриотические ценности – это старая путинская традиция.

Выделим некоторые идеи, скажем так, позаимствованные у КПРФ. Конечно, без указания авторства.

1)                     Отметил крайнюю важность возвращения России к земскому самоуправлению (идея КПРФ);

2)                    Признал важность  проблемы межэтнических противоречий в России, выделив в качестве главной  ее причины -  выпадение из нашей обшей национальной культуры  деструктивного «интернационала» «обнаглевших гостей из южных республик», «коррупционеров» и «так называемых русских националистов», призывающих к сепаратизму (точно так же формулируют проблему и в КПРФ);

3)                    Потребовал выполнять свои «майские указы», независимо от  экономической конъюнктуры, и подчеркнул, что те или иные необходимые реформы проводятся так, что вызывают отторжение в обществе, либо вообще не проводятся (учтена критика со стороны КПРФ);

4)                    Потребовал радикально повысить качество системы здравоохранения;

5)                    Отметил крайнюю важность развития в гражданах России, особенно в детях и молодежи, высокого уровня культуры, патриотизма, морали. Выделил объединяющую функцию отечественной культуры и русского языка в многонациональной стране. Обещал вернуть в школы итоговое сочинение, учитываемое при приеме в ВУЗ (предложения и идеи КПРФ);

6)                    Обещал развивать детский, массовый  спорт (идея КПРФ);

7)                    Рассказал о том, что России впервые идет прирост населения, но добавил, что надо работать с «поколением 90-х» и стимулировать деторождение, в том числе за счет жилищной  программы (Программа КПРФ);

8)                    Поручил Правительству и РАН работать над прорывными технологиями в сфере прикладной науки и предложил всем парламентским фракциям участвовать в работе Фонда научных исследований (главный защитник науки в России – Компартия);

9)                    Заметил, что России необходимо восстанавливать систему  профтехобразования  и вводить новые профессиональные стандарты (об этом криком кричат коммунисты);

10)               Фактически отметил необходимость использования российской «мягкой силы» в странах СНГ путем приема студентов из стран СНГ в российские ВУЗы после дистанционного обучения и сдачи ЕГЭ в центрах русского языка (идеи КПРФ и ВСД «Русский Лад»);

11)               Призвал контролировать и регулировать внешнюю миграцию, причем через систему патентов привлекать высокопрофессиональных мигрантов, близких отечественной культуре и знающих русский язык (в чистом виде фрагмент из Предложений ученых РУСО и ПАНИ к Пленуму ЦК КПРФ по национальному вопросу);

12)               Потребовал вести реальную борьбу с «оффшоризацией» экономики путем жесткого налогообложения «сидящих» там компаний (опять идеи КПРФ!);

13)               Отметил важность стратегического, инфраструктурного развития Сибири  и Дальнего Востока (вновь следование программе КПРФ)

14)               Фактически Путин поддержал госкорпорации, заявив, что их не надо «урезать», а нужно оптимизировать их деятельность, да и вообще много говорил о промышленности и ее развитии (в чистом виде Антикризисная Программа КПРФ).

А затем Путин вообще «перевоплотился» в Зюганова.

Он заявил, что сегодня в мире происходит становление власти хаоса. Идет уничтожение всех базовых, традиционных, цивилизационных ценностей, добро приравнивается к злу (О данной опасности впрямую и буквально теми же словами  говорится в Резолюции  XV Съезда КПРФ «В защиту фундаментальных ценностей русского и других народов России»).

Путин, прямо как лидер КПРФ на Съезде ВСД «Русского Лада», отверг западную «толерантность», как не имеющую ничего общего с той терпимостью, которая всегда отличала цивилизацию России. Он подчеркнул, что здоровый консерватизм – это развитие, а не падение в яму, что Россия будет защищать созидательные ценности против навязываемых агрессивным меньшинством идей распада. Путин отмежевался от обожествления разного рода концепций «игровой, меняющейся идентичности» и заявил, что Россия будет опираться именно на вековые, фундаментальные ценности и противостоять  навязываемой народам мира «сверху» революции хаоса. Кроме того, он подчеркнул, что Россия продолжит борьбу за многополярный мир

Эту же мысль Путин экстраполировал на ситуацию с Сирией,  заявив, что в случае с этой страной Россия защищает того, кто мог стать жертвой мирового зла, что главную роль в мировых процессах должна играть ООН. А западные агрессоры ничего не добьются своей политикой силы (включая систему ПРО в Восточной Европе).

В данном контексте он говорил и о программе перевооружения России, о Евразийском и Таможенном Союзах, об  интеграции постсоветского пространства. Путин говорил о данных проектах, как о приоритете для России, давал конкретные поручения Правительству и требовал быстрейшей их реализации.

И радикальное, масштабное перевооружение армии (включая ядерный подводный флот и стратегическую авиацию, и системы космической разведки), и развитие ОПК, причем не только на десятилетнюю перспективу, но и в дальнейшем, и формирование новейших систем вооружений в противовес западной концепции «мгновенного тотального удара»,  - все эти темы в полной мере прозвучали в докладе.

 

* * *

В общем и целом Послание Путина позволяет сделать вывод: вновь были без указания авторства заимствованы некоторые программные установки КПРФ, антикризисной Программы Партии и предложения Г.А. Зюганова.

В данном выводе нет ни капли преувеличения. Чего стоит только воспроизводство Путиным формулы Зюганова о равенстве каждого гражданина России  перед законом  (мысль о равенстве каждого перед фундаментальными ценностями отечественной цивилизации также имплицитно звучала в Послании в различных контекстах).

Но что это все может значить?

Да ничего это не значит.

Пока финансами в России управляют Чубайс, Кох, Медведев и Улюкаев и иже с ними, пока образованием занимается Ливанов, а культурой – Мединский , слова Путина – это только слова.

Правильные слова, но, как говорится, что дальше? Как восстановить те же производственные мощности ВПК при власти либералов? Как выполнить в таких условиях гособоронзаказ?

Ибо «Борисыч» слушает, и триллионы идут в качестве дани в Америку,  россияне читают все меньше, ОПК не работает на старых фондах и уже почти без специалистов, министр финансов тормозит любые нужные стране проекты… и  т.д., и т.п.

Где взять деньги на все, озвученное Путиным, если не проводить национализацию (да и программу новой приватизации никто не отменял)?

Поэтому главный критерий оценки слов Путина – отставка нынешнего правительства, и формирование Правительства народного доверия. Левоцентристского Правительства. Пока никаких симптомов для такого крутого кадрового решения нет.

А пока все это – либо маскировка дальнейшего распада России (чтоб people «хавал») для внутреннего пользования, либо пустые, бессильные декларации «консервативного клана».

Посмотрим.

Подготовили: С.П.Обухов, А.Н.Васильцова, А.В.Прокофьев,  Е.Б.Шабарова, Н.Ю.Волков, А.М.Богачев, А.В.Ведруссов, Н.В.Фокина, А.Н.Гавалова, А.А.Брагин, Р.И.Тхагушев

Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

Центр исследований политической культуры России

 

 

 
Статья прочитана 156 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!