Д.Н. Вороненков: После погромов Тохтамыша и Наполеона это третья по масштабам культурная катастрофа в истории Москвы

Д.Н. Вороненков: После погромов Тохтамыша и Наполеона это третья по масштабам культурная катастрофа в истории Москвы

de3262_unnamed18 февраля на пленарном заседании Госдумы от фракции КПРФ выступил депутат Д.Н. Вороненков. Публикуем текст его выступления.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2015-02-18 12:03

Вороненков Денис Николаевич

- В преддверии Дня Защитника Отечества хотел бы сказать, что это  один из немногих наших государственных праздников, который пережил и падение установившей его без малого сто лет назад Советской власти и распад самого государства.

Страна стала другой, а вот праздник остался прежним. И на вопрос «почему?», очень легко ответить – потому что праздник этот патриотический, а значит – всенародный. Таким остался еще только День Победы – связанный с теми же общенациональными патриотическими переживаниями. Наш народ всегда уважал и ценил тех, кто охраняет независимость и целостность государства, кто готов отдать свою жизнь для того, чтобы сохранить чужие.

Я сам воспитанник суворовского училища и благодарен тем, кто воспитал меня на незыблемом принципе любви к отечеству, принципе патриотизма.

«Патриот - это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ», - писал Николай Чернышевский. Вот о патриотизме я и хотел бы сегодня сказать.

Но не о том, пафосном и неумном ура-патриотизме, который вовсю ругал Лев Толстой. Не о том, который  по широко известным словам Самюэля Джонсона является «последним прибежищем негодяя». Не о том, который  легко и безответственно проявляется при каждом удобном случае публичным пением осанны власти.

Мне больше по душе то глубокое внутреннее чувство, которое заставило русского генерала Деникина отказаться от сотрудничества с фашистами, которое двигало Мамонтовым, Морозовым и Третьяковым.

Я хочу говорить о нравственном и политическом  принципе, о социальном чувстве патриотизма, содержанием которого является деятельная любовь к Отечеству.  И готовность подчинять его интересам свои частные интересы. Знаете, русский оружейник Калашников как-то сказал: «Это фашисты виноваты, что я стал делать автомат». Сам он куда охотнее делал бы трактора, но автоматы были в то время стране нужнее.

Патриарх Алексий Второй говорил в одном из интервью: «Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны». Оно не рождается на пустом месте, не возникает в результате законотворческих инициатив или указов президента. Это чувство воспитывается с самого начала жизни человека – в семье, в школе. Воспитывается на книгах и примерах окружающих, на поступках близких и традициях великой русской культуры.

Но рано или поздно воспитание со стороны родителей и школы становится тягостным для подростка, взрослые утрачивают свой авторитет, и их место занимает внешняя среда. А любая среда имеет воспитательный характер, в том числе и криминальная, к сожалению. И эмоциональный вакуум заполняется шлаком. А место подлинного, деятельного патриотизма в душе молодого человека занимает, агрессивный спортивный фанатизм, или, что гораздо хуже, преданность интересам определенных групп и группировок, часто криминальных.

Противостоять этому может только развитие с раннего детства морального мышления. Проще говоря, развитие у человека четкого понимания того, что такое хорошо, и что такое плохо. Воспитательная система, выстроенная  на искусственном фундаменте лжи, рано или поздно рушится. И молодому человеку непросто бывает отыскать новую точку опоры.

Именно это пришлось пережить моему поколению, я знаю, о чем говорю, и когда сегодня понятие патриотизма путают с материальной выгодой, когда говорят одно, думают другое, а делают третье, мне становится жаль наших детей – не дай им Бог пережить то крушение ценностей, которое пришлось пережить нам.

Правда и искренность окружающих, не только семья и школа, но и вся государственная система, построенная не на лжи  –  вот что позволяет сформировать по-настоящему моральное мышление, воспитать патриота, любящего свою родину такой, какая она есть, а не такой, какой ее нарисовали в СМИ. Любить и стараться сделать ее лучше, учиться и работать на ее благо.

Воспитание всегда идет рука об руку с образованием. Воспитание молодого человека патриотом вовсе не означает запрета на изучение иностранных языков, чтение  литературы, просмотра фильмов, обучения за рубежом. Великий русский  ученый Петр Капица долгие годы жил и работал в Лондоне – не становясь от этого менее патриотичным. Как и его рожденный в Кембридже сын – один из крупнейших русских физиков.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности. Это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Это стремление защищать интересы Родины и своего народа, но оно вовсе не предполагает унижения и уничтожения всего, что только показалось тебе чужим, а следовательно - вредным. Не предполагает диких выходок по украинскому принципу «кто не скачет – тот москаль».

Русский философ Соловьёв утверждал: «Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель». Подлинный патриот всегда уважает интересы не только своего, но и других народов, других государств. И это уважение к себе и окружающим, чувство собственного достоинства также необходимо воспитывать в юношестве – сегодня его остро не хватает.

Заканчивается общественное обсуждение «Стратегии воспитания молодежи до 2025 года», подготовленной по поручению Министерства образования. Над проектом работает группа из 85 человек, пытающаяся объять необъятное и соединить несоединимое. Возникающий в результате обобщения предложений образ будущего иногда пугает: религиозная этика, платки в школах, сокращение изучения иностранных языков, изъятие некоторых «вредных» книг. Коллеги! Это все не будущее, это далекое и дикое прошлое!

Всякая государственная стратегия должна основываться на неких понятных ценностях, которые рождаются внутри нации, а не насаждаются искусственно, какими бы правильными они не были, ценностей, которые  искренне разделяют все граждане. Патриотизм – одна из таких ценностей, которая принята практически всеми, но создать «конвейер патриотического воспитания», с которого сходят примерные граждане и патриоты невозможно, хоть сто стратегий напиши. Давайте будем материалистами: сегодня куда важнее помогать молодым семьям, чем тратить средства на сочинение и внедрение в жизнь фантастической универсальной инструкции по воспитанию «правильных граждан».

Самое важное для патриотического воспитания молодежи - это, пример перед глазами. Положительный  пример отца и матери, пример чиновника, радеющего о благе народа, а не о собственном кармане. Пример не берущего взяток  полицейского и праведного судьи. Пример отважного воина, профессионального врача и учителя, ученого и деятеля культуры. Пример бизнесмена, не выводящего капитал в офшоры.

А вот пример отрицательный, о котором хочется сказать. Пожар в Институте научной информации по общественным наукам (далее – ИНИОН).

В истории нашей столицы катастрофа подобного масштаба происходит, кажется, в третий раз. В 1382 году хан Тохтамыш, захватив Москву, не только безжалостно уничтожил большую часть ее населения, но и сжег огромное количество старых церковных книг.

Второй раз, во время пожара 1812 года, мы лишились библиотеки выдающегося собирателя древнерусских письменных памятников  Алексея Мусина-Пушкина, включая рукопись «Слова о полку Игореве», Троицкую летопись, по которой писал свою историю Николай Карамзин, и личный архив первого отечественного историка Василия Татищева.

Пожар в ИНИОНе рискует стать третьим в этом ряду за последние шесть столетий. Искать причину пожара – дело специалистов. Но…

ИНИОН, оказывается, как Александрийская библиотека, горел два раза: в первый, как признался его директор Юрий Пивоваров, в 1997 году, все удалось потушить «своими силами». Потушили, но надлежащих выводов не сделали, надлежащих мер не приняли.

На вопрос, была ли оцифрована библиотека ИНИОН, Пивоваров ответил: «Почти нет. Потому что на это не выделялись деньги». Каждый год в библиотеке оцифровывалось около 1 тысячи  книг. Общий фонд Фундаментальной библиотеки ИНИОН составляет 14,7 млн. экземпляров книг. Такими темпами оцифровка могла идти еще тысячу лет! Потери, по оценкам экспертов, составляют 5,42 млн. экземпляров - треть книжного фонда. Но деньги выделялись, и немалые! Не хватало – надо было ставить вопрос перед Минобрнауки об увеличении финансирования. Думается, дело не в этом.

Если бы в ИНИОНе всерьез озаботились проблемой, то к сегодняшнему дню могли бы оцифровать уже четверть своего книжного фонда. И тогда последствия этого пожара были бы минимальны. Отговорки, что мало выделялось средств – это всего лишь отговорки. Хотелось бы понять, как эти средства использовались, всегда ли по назначению. Только ли следствием безответственности стали эти потери, или имели место злоупотребления и растрата выделенных средств. И я прошу считать мои слова официальным обращением в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру. Наша фракция требует расследования не только причин пожара, но и причин столь неадекватных потерь национального культурного достояния России!

 
Статья прочитана 157 раз(a).
 
Оставьте свой отзыв!