Под грудой программ «доступное» недоступно

«Мы сегодня обсудим вопросы, которые затрагивают, без преувеличения, каждого человека и каждую семью в России.

Речь о жилье, о том, как будут развиваться наши города, меняться их облик, чтобы среда для жизни была благоприятной, удобной и современной, а новые дома и квартиры – доступными и качественными», – такими словами президент Путин открыл заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Члены правительства, другие высокопоставленные чиновники, бизнесмены – крупные застройщики – собрались в сияющем огнями, в том числе и уже наряженной новогодней елки, кремлевском зале. Приводимые и самим Путиным, и другими участниками совета данные были тоже под стать сиянию и приближающимся праздникам. Такое впечатление, что, если не все, то почти все «стратегические и приоритетные» вопросы в сфере жилищного строительства уже решены.
Как заявил глава государства: «В 2015 г., как вы помните, был введён рекордный объем жилья за всю историю, включая и советский период: это более 85 миллионов квадратных метров. И несмотря на экономические сложности отрасль удерживает достаточно высокую планку». Правда, что это за высокая планка, президент не уточнил. Что ж, тогда уточним самостоятельно: в 2016 г. объем жилищного строительства снизился по сравнению с предыдущим годом на 6,5%. Примерно такое же снижение (6,4%) ожидается по итогам нынешнего года.
Однако самое главное отличие нынешнего жилья от того, что строилось в советские времена, – его доступность. Тогда подавляющее большинство жилья распределялось бесплатно, ныне – практически все (кроме мизерного процента социального) платное, коммерческое. А потому при огромном числе нуждающихся множество квартир и новостроек пустуют. Тем, у кого есть на такое жилье деньги, оно не нужно, ну а нуждающиеся не заработают на него и за всю жизнь
Вот и остается – или банковская ипотека, или долевое строительство. В первой руководство нашего государства не видит ничего плохого. Напротив, из уст президента вновь звучали самые что ни на есть оптимистические данные. «35% российских семей, по экспертным оценкам, имеют реальную возможность улучшить жилищные условия с помощью банковских кредитов». «У нас в целом показатели хорошие. Задолженность по ипотеке в России составляет 5% ВВП (в западных странах – 40–80 процентов), а объем ипотечных ценных бумаг – менее 1% (в западных странах до 40 доходит)».
Не отставал и министр Михаил Мень: «С 2005 г. в полтора раза сократилась потребность населения в улучшении жилищных условий (с 61 процента до 45 процентов наших семей), но она всё еще остается достаточно высокой. Ключевую роль в достижении таких показателей сыграло создание системы ипотечного кредитования. Объемы выдачи ипотеки увеличились, с поправкой на инфляцию, в 33 раза».
А что делать 65% семей, которым на банковские кредиты и рассчитывать не приходится? И логика подсказывает, что большинство остро нуждающихся в жилье именно среди этих двух третей. Да и долги ипотечные, столь незначительные в лукавой статистике, на деле оборачиваются масштабными человеческими трагедиями.
Вообще заседание совета оставило впечатление уже не просто параллельной, а какой-то фантасмагорической реальности. Понятно, что у Владимира Путина началась избирательная кампания, и будет сделано все возможное, чтобы итоги за 17 лет его правления выглядели более чем впечатляюще. Но та самая «не параллельная», а наша повседневная реальность просто вопиет об обратном.
Наверное, нет ни единого номера нашей газеты, где кратко – строками социальной хроники – или подробно не рассказывалось о мытарствах россиян, оставшихся без крыши над головой. Вот и в прошлом номере был материал о семье погорельцев из Кирова, которые больше 20 лет мыкаются – и в полном соответствии с законами не могут получить жилья.
В этом году газета писала, например, о семье с 11 детьми в Калининградской области, выселенной за долги по ипотеке на улицу. Когда брали кредит в 2007 г., все было хорошо, а потом кризис, долги – и в итоге «в бомжи».
А сколько таких историй! В конце прошлого года иркутянку Анну Охлопкову и троих ее детей также выселили из ипотечной квартиры за долги. Квартиру купили в 2008-м, а в 2014-м женщина лишилась и мужа, и работы. Потом и жилья.
В минувшем октябре женщину с детьми 10,13 и 15 лет выселили из дома в поселке Дрокино Красноярского края. Дом купила еще в 2007 г.: были накопления, использовала материнский капитал, взяла ипотеку в фонде жилищного строительства. До 2011 г. ипотеку выплачивала, а потом из-за кризиса ее уволили с работы. И вот – миллион рублей долгов.
«Никогда больше не свяжусь с ипотекой», – говорит журналистам житель Новосибирска. Он хозяин небольшой фирмы, которая занимается транспортными перевозками. Шесть лет назад, когда взял ипотеку, дела шли хорошо. А теперь доход упал, и кредит стал неподъемным. Вместе с ним без крыши над головой остались его жена и маленький ребенок. Но у него хотя бы есть средства снять скоромное жилье.
Все чаще люди, не рассчитавшие с ипотекой (а таковым может оказаться буквально любой, никто не застрахован от потери работы или здоровья за многие годы ипотечных платежей), остаются не только без квартиры, но и с огромными долгами за нее. Несколько лет назад жилье было дороже, сейчас цены на вторичном рынке просели, банк реализует квартиру, но полученная сумма не покрывает всего долга…
Так что растущее число ипотечников повод, скорее, для тревоги.
Еще хуже дела у так называемых дольщиков. Вот лишь несколько из последних декабрьских сообщений. Обманутые дольщики ЖК «Багратион» провели очередную серию одиночных пикетов напротив здания краевой администрации в Краснодаре. Отчаявшиеся покупатели квартир в доме на пересечении улиц Красных Партизан и Каляева, который уже несколько лет не могут сдать в эксплуатацию, умоляют власти о помощи.
«Однако, когда стройка остановилась, первыми, кого признали виновными, были (нет, не застройщик-мошенник и не власть) мы – обманутые дольщики. Прямым текстом нам, обратившимся за помощью, говорили: а при чем здесь мы? Идите к застройщику, заставьте его выполнять обещания или идите в суд», – пишут оставшиеся без квартир и денег дольщики ООО «Орион» города Стрежевой Томской области.
16–17 декабря около 500 обманутых дольщиков в Подольске, Балашихе, Лобне, Раменском и Ленинском районах Подмосковья приняли участие в шествиях и митингах.
Каждую осень столичные власти обещают, что ЖК «Царицыно» вот-вот будет достроен. И ничего не меняется. Обманутые царицынцы подводят свои итоги, столь далекие от не такого уж территориально далекого Кремля: за 2017-й умерли 25 их товарищей по несчастью, так и не дождавшись оплаченных квартир.
На финансовые пирамиды, в которые превратилось долевое строительство, власть вроде бы обратила внимание. Все же более полумиллиона обманутых по всей стране, причем в том числе в рамках региональных программ доступного жилья. Говорят, что в перспективе оставят только банковскую ипотеку. Но это никак не решает проблемы уже обманутых дольщиков. Ну а самое главное: не решается проблема в принципе, потому что во главу угла, как выразился президент, ставится «цивилизованный бизнес».
«Цивилизованный бизнес» уже высказался по этому поводу, прямо в Кремле, на заседании. Например, устами Леонида Казинца, председателя совета директоров и владельца корпорации «Баркли»: «Как Национальное объединение застройщиков жилья мы обращаемся к Вам с просьбой… С 1 июля 2018 года вступает в силу закон о долевом строительстве. Закон написан достаточно жестко – естественно, в интересах защиты инвесторов, дольщиков. Мы просим произвести анализ этого закона и поправок с точки зрения недопущения дальнейших проблем у «здоровых» застройщиков, потому что внутри него есть определенные нормы, сложно исполнимые, и мы боимся, что будет выплеснут ребенок вместе с грязной водой, и выяснится, что больной умер от вскрытия». Он пояснил, что от дольщиков в бизнесе сейчас 3,5–4 трлн рублей, а от банков всего 0,7 трлн.
Путин сразу же разделил озабоченность Леонида Александровича: мол, необходимые триллионы еще «где-то нужно взять». Но, мол, на граждан риски перекладывать больше нельзя, ведь застройщики «сегодня здоровые, а завтра заболели».
С последним нельзя не согласиться. Вот и свою корпорацию «Баркли» (которая, к слову, занимается строительством, скорее, элитного, нежели доступного жилья) Казинец наверняка считает здоровой. Между тем сдача малоэтажного жилищного комплекса «Медовая долина» в подмосковном Крекшине уже несколько раз откладывалась. Три десятка будущих жителей элитного комплекса Barkli Residence на Ленинском проспекте обратились в столичные мэрию и прокуратуру из-за срывов сроков сдачи объекта структурой компании «Баркли». В кризис падает спрос и на элитное жилье, делающие на него ставку компании терпят убытки, в итоге и жилье эконом-класса не строится.
Вот только ни президент, ни правительство вновь не предложили никакой государственной системы по обеспечению россиян доступным жильем. В условиях нашей страны (огромной по территории, с суровым климатом на большей ее части, где наличие жилья – вопрос жизни и смерти) только такая система, типа советского Госстроя, и может оказаться эффективной. Но те самые недостающие «триллионы» будут вновь крутить через коммерческие банки. Дольщик теперь будет отдавать свои деньги не напрямую застройщику, а банку, открывая соответствующий счет. А банк будет финансировать застройщика. Ну и под какие грабительские проценты будут выдавать эти деньги банкам? Не говоря уже о том, что банки в РФ постоянно банкротятся (с выводом средств в офшоры – и не поймать), а обманутых вкладчиков у нас также хватает. Вскоре, видимо, появится еще одна категория.
Хотя если государственные программы ориентированы на бизнес и извлечение прибылей, то и они не приближают людей к действительно доступному жилью.
«Завершается программа расселения аварийного жилья – правда, нужно оговориться, признанного таковым на начало 2012 г. И надо будет еще подумать об аварийном жилье в целом. В общей сложности к концу текущего года в новые дома по программе переедут 684 тыс. человек», – вновь радует обитателей фантастического параллельного мира президент.
Нет, некоторым – единицам – иногда выпадает счастливый лотерейный билет. Скажем, им удается дозвониться до самого Путина. Тогда и проблема решается. А остальные сотни тысяч и миллионы продолжают мучиться. Как, например, жители аварийного многоквартирного дома по улице Нансена, 110, в Ростове-на-Дону. «В душевой мы не купаемся, так как вы сами видите, что вон на стенах и на потолке грибок, плесень, поэтому купаюсь в комнате – чайник нагрела, в комнате обмылась и все, а коммуналку с нас берут по полной программе», – рассказывает одна из жительниц  местной газете.
А в доме №19 на улице 3-й Институтской в Новоалександровске Сахалинской области начали гнить полы. В отличие от ростовского, он совсем недавно построен. Дома на этой улице администрация Южно-Сахалинска приобрела для выпускников государственных социальных учреждений и находящихся под опекой, т.е. для бывших детей-сирот. Застройщик «Сахалин-Инжиниринг» экономил на всем, чтобы увеличить прибыли. А местные власти не для себя же жилье приобретают, да и средств в местных бюджетах совсем немного. Вот и получают «новое доступное жилье», которое опасно для жизни, – по государственным программам и сироты, и переселенцы из аварийного жилья.
«Доступное жилье детям-сиротам? Как бы не так! Выдали жилье – радости не было предела до первых морозов! Плесень, сырость, полностью влажная стена с не работающей вытяжкой и на полную мощность батареями. Да! Всё это досталось именно под словами «доступное жилье», – парень из Тюмени проиллюстрировал свое возмущение фотографиями «доступного жилья» – заплесневелого и обледенелого. Но таких фотографий в Кремле не показывали.
Зато там красиво рассуждали о городской среде, развитой и доступной инфраструктуре, среднеэтажном строительстве, городских парках, скверах и стадионах. И это как раз тогда, когда единственный суперпроект, реализуемый государством в сфере градостроительства – московская реновация, начисто добивает эту столичную городскую среду. Обжитые дворы, парки и лесопарки в прямом смысле отдают на откуп коммерческим застройщикам, чтобы они на их месте множили свои уродливые высотки, которые оплатят бюджетными миллиардами. А миллионы россиян (включая москвичей) будут по-прежнему годами ждать такого необходимого, но недоступного им жилья. И слушать парадные отчеты руководителей страны.

Екатерина ПОЛЬГУЕВА 

http://www.sovross.ru/articles/1642/37181

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Есть друг у Армии и Флота

Пн Дек 25 , 2017
20 сентября этого года общероссийскому общественному движению «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» исполнилось 20 лет. Post Views: 404

Рубрики