Газета «Правда». Хроника COVID-19

ИВЛ спасают жизни и рабочие места.

Елена МОРОЗОВА.
2020-04-13 10:33

Испания борется с жёсткой конкуренцией на мировом рынке, чтобы обеспечить поставки нужного ей медицинского оборудования, и в то же время внутри страны правительство пытается мобилизовать национальные ресурсы. Так, со сборочного конвейера испанского производителя SEAT в Каталонии больше не сходят автомобили: компания приспособила мотор стеклоочистителей для производства одного из самых ценных и дефицитных орудий в борьбе с COVID-19: аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Для начала их массового выпуска теперь нужно лишь одобрение Министерства здравоохранения.

«Все, кто работал над этим проектом, горели сочувствием к заболевшим и желанием помочь. А помочь мы можем лишь так, как умеем: проектируя спасательное оборудование, которое должно быть запущено в серийное производство как можно скорее», — цитирует Николаса Мора, одного из менеджеров каталонского филиала SEAT агентство «Рейтер».

Аппараты ИВЛ необходимы для отделений интенсивной терапии, ставших передовой борьбы с COVID-19. Они не только возвращают к жизни пациентов в больницах, но, хочется верить, поддержат и тяжелобольную испанскую экономику.

«Преобразование сборочной линии и автомобильных деталей для производства ИВЛ оказалось нелёгкой и сложной задачей, в решении которой приняли участие многие отделы компании. И нам удалось осуществить задуманное в рекордные сроки — всего за неделю», — рассказал инженер Серхио Арресьядо.

Наращивает мощность и небольшой завод в Мадриде — один из немногих производителей ИВЛ в иберийском королевстве. Теперь эта отрасль стала стратегической, и компания планирует расширить производство с 10 аппаратов в неделю до 200 в день.

Испанские власти надеются: переход к военной экономике сохранит рабочие места и создаст новые, что крайне необходимо после того, как более 900 тысяч человек попали под сокращение из-за кризиса, возникшего из-за пандемии.

Однако ураганное распространение коронавируса породило не только дефицит ИВЛ, но и средств индивидуальной защиты. Неудивительно, что некоторые столичные косметические фабрики производят сейчас не помаду, румяна или солнцезащитный крем, на которых специализировались ранее, а дезинфицирующие средства для рук.

«Пока нам удалось создать не так много рабочих мест, — сообщил министр промышленности Испании Райес Марото в интервью Би-Би-Си. – Надо честно признать: зачастую мы пока находимся на стадии пилотных проектов. Время покажет, как это скажется на занятости, особенно в промышленном секторе, где нужны высококвалифицированные кадры. Это больше, чем военная экономика — это целая военная отрасль, поскольку мы развиваем новые производственные мощности, чтобы гарантировать поставки».

Испания, как и многие страны по всему миру, вступила в гонку по скорейшему оснащению больниц аппаратами ИВЛ для предотвращения гибели людей: жертвами COVID-19 в королевстве стали уже 16100 человек, заразились – свыше 158000. Ожидается, что к 2027 году глобальный рынок ИВЛ вырастет с прошлогоднего 1,05 млрд млрд евро до более чем 3 млрд. Бесценное оборудование будет спасать жизни и после того, как пандемии удастся положить конец.

Маска маске рознь

Индивидуальные защитные маски должны предохранять от заражения, но, как показывает исследование, этим свойством обладают далеко не все модели изделий, отмечает австрийская газета «Штандарт», ссылаясь на мнение экспертов Института гигиены при Медицинском университете Вены (ИГМУВ).

Во многих азиатских странах ношение масок на лице во время гриппа — обычное явление. После начала пандемии коронавируса они повсеместно встречаются и в Европе, в том числе в России. При этом повсюду катастрофически сокращаются их запасы. Когда маски превращаются в дорогостоящий дефицит, люди проявляют изобретательность. Так, в интернете можно найти инструкции по их изготовлению своими руками из ткани. Но тот, кто выбирает подобный вариант, указывает издание, должен знать: ткань не спасает от вирусов.

Впрочем, для тех, кто болеет острой респираторной инфекцией и вынужден находиться в общественных местах, имеет смысл любая защита, даже тканевая, ведь таким образом уменьшается риск заразить других, утверждает немецкий Институт Роберта Коха (ИРК). Матерчатый барьер задерживает капельки жидкости, выделяющиеся в окружающее пространство при кашле или чихании.

Однако ношение масок из ткани и бумаги здоровыми людьми в общественных местах с целью защиты от инфицирования нецелесообразно и является, скорее, «психологической мерой», напоминает специалист ИГМУВ Миранда Сухомел. Маски – в независимости от типа — дают тем, кто их надевает, ложное чувство безопасности. Ткань не способна сдержать вирусы наподобие COVID-19 от попадания носоглотку, так как они слишком малы, и используемые материалы должны обладать гораздо большей плотностью. К тому же, для оптимальной защиты маски необходимо носить строго определённым образом – так, чтобы они закрывали нос и рот и обязательно плотно прилегали к лицу. Если есть свободные пространства, то смысл маски пропадает. Как отмечает ИРК, правильное ношение изделия едва ли возможно у мужчин, имеющих бороду.

Хирургические маски состоят из нескольких слоев бумаги или флиса и фиксируются завязками за ушами или на затылке. Но и такие модели не предохраняют от вируса, поскольку их материал также недостаточно плотный для воспрепятствования попадания коронавируса в организм. По данным ИРК, убедительные доказательства того, что ношение подобной маски значительно сокращает риск заражения здорового человека, который её надевает, отсутствуют. ВОЗ, ИРК и Австрийское агентство по вопросам здоровья и безопасности пищевых продуктов не рекомендуют неинфицированным людям защищаться от COVID-19 с помощью маски, например, в метро или в магазинах. Маски вызывают ложное чувство безопасности, из-за чего люди забывают о более целесообразных гигиенических мерах, например, мытье рук, избегании прикосновений к лицу, соблюдении дистанции и правильном чихании.

Отдельно надо сказать о фильтрующих масках или респираторах, существующих в трёх категориях: FFP1, FFP2 и FFP3. Их применяют там, где люди должны быть защищены от опасных веществ, содержащихся в воздухе: наряду с медициной они прежде всего используются в строительстве.

Маски класса FFP1 предохраняют от неядовитых частиц пыли, цемента, гипса или пыльцы и фильтруют как минимум 80% частиц, содержащихся в воздухе, размером до 0,6 мкм. FFP2 подходят для условий, при которых во вдыхаемом воздухе находятся вредные для здоровья и мутагенные вещества, в частности, гранит, силикон или натрий. Они призваны задерживать не менее 94% частиц размером до 0,6 мкм. FFP3 фильтруют почти 99,5% частиц размером до 0,6 мкм и это единственные изделия, способные эффективно защищать от аэрозолей, вирусов, асбеста, бактерий и спор грибов, но исключительно при правильном ношении. Соответственно, они также препятствуют и попаданию в носоглотку вируса COVID-19.

Однако, отмечает «Штандарт», поскольку эти маски интенсивно фильтруют воздух, дышать в них очень тяжело. Посему такие модели часто снабжены клапаном выдоха, и носить их можно не дольше часа. Они не предназначены для людей, желающих обезопасить себя от вируса во время прогулки в парке или посещения магазинов. Кроме того, подобные маски сейчас являются, пожалуй, одним из самых дефицитных товаров и крайне необходимы учреждениям здравоохранения, подытоживает австрийская газета.

Статистика с долей лукавства

Постоянно обновляемая коронавирусная статистика, отражающая число инфицированных и умерших от COVID-19 по всему миру, с каждым днём пугает всё сильнее. Однако, как предполагают исследователи, во многих странах официальные данные о заражённых явно занижены. Причиной этого наряду с недостаточным количеством проводимых тестов является несвоевременная регистрация бессимптомных пациентов, подхвативших вирус, отмечает немецкая газета «Зюддойче цайтунг».

По мнению авторитетного издания, колонки цифр отнюдь не представляют точной картины по заболевшим и инфицированным. Текущее количество случаев COVID-19, вероятно, недооценивается почти во всех государствах. И дело не только в весьма ограниченном объёме проводимых тестов: многие заражённые вообще не ведают о том, что превратились в вирусоносителей, и, естественно, не обращаются к врачу. Кроме того, проходит время, прежде чем заболевший включается в статистику своей страны. При экспоненциальном росте заболеваемости, когда данные увеличиваются вдвое каждые несколько дней, промедления продолжительностью больше недели могут приводить к масштабным ошибкам в расчётах.

Так, по оценке эпидемиологов из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, некоторые государства не регистрируют даже 5% всех имеющих симптомы COVID-19. К ним в первую очередь относятся Алжир и Индонезия. В Южной Корее, считают учёные, зафиксированы 77% заболевших, в ФРГ — 66%. Но и это лишь приблизительная оценка, вызывающая массу вопросов. К тому же расчёты касаются только явно заболевших, а не инфицированных людей, не имеющих симптомов. В Германском обществе вирусологии предполагают: действительное число заражённых в стране в несколько раз превышает количество лабораторно подтверждённых диагнозов.

Германия по-прежнему вносит в официальную статистику лишь тех, у кого анализ на коронавирус оказался положительным. При этом не имеет значения, есть у этого человека симптомы и известно ли, где он подхватил заразу. Это закреплено в критериях определения случая заболевания, публикуемых Институтом Роберта Коха (ИРК), занимающимся изучением инфекционных заболеваний и непереносимых болезней. С середины февраля в эти критерии включена подкатегория, с помощью которой ИРК следит за тем, сколько может быть потенциальных случаев, не подтверждённых лабораторно: людей, имеющих симптомы и контактировавших с инфицированными. Это обычный порядок действий, использующийся и при других инфекционных недугах. В начале апреля данную подкатегорю незначительно подкорректировали, внеся в неё и пациентов, находившихся в клиниках или домах для престарелых, где была зафиксирована вспышка COVID-19. Но эта категория и её изменения не нашла отражения в официальной статистике. Кстати, Всемирная организация здравоохранения тоже указывает в своих докладах лишь подтверждённые в лаборатории случаи, — констатирует «Зюддойче цайтунг».

Немало вопросов вызывает и фиксация случаев смерти от коронавируса нового типа. В ФРГ к ним относят тех, у кого на момент летального исхода было установлено заражение COVID-19 независимо от прочих недугов. Видимо, зачастую трудно определить, стало ли причиной смерти основное заболевание или текущая инфекция», — заключает немецкая газета.

Коронавирус породил ковидиотов

«Ковидиот» — этот термин, введённый в конце марта в онлайн-словарь англоязычных слов и фраз англоязычного сленга «Урбан дикшэнери», совершенно самоочевиден: он обозначает того или ту, кто ещё не осознал серьёзность пандемии COVID-19, и доказывает это собственной простотой ума, — считает французская газета «Тан».

Как объясняет марокканский сайт «Ле 360», первоначально слово «ковидиот» обозначало только опустошителя супермаркетов, панически скупавшего товары из страха, что вскоре всё окажется в дефиците. Но за последнее время значение неологизма расширилось. От лиц, без необходимости запасающихся едой или средствами гигиены (рисом, туалетной бумагой или другими товарами первой необходимости), которых вполне достаточно для нужд обычной семьи в течение года, это слово распространилось на тех, кто отказывается соблюдать гигиенические меры, предписанные органами здравоохранения, дабы защитить себя и других, и, следовательно, обуздать распространение коронавируса.

По мнению бесплатного парижского ежемесячного журнала «Бонбон», неологизм «ковидиот» даже должен быть представлен в словаре Французской академии, чтобы точнее описывать «тип людей, готовых удавиться за рулон туалетной бумаги» или «делающих запасы макарон для себя и своего эго». Игнорируя всё более и более тонкую границу между полами, издание также использует термин в женском роде, например, в выражении: «Эта ковидиотка со всеми целуется». «Бонбон» уточняет: «Во Франции – да, несомненно, и не только в ней — ковидиота можно распознать благодаря некоторым изречениям, таким как «не собираюсь прекращать жить», «больше ничего нельзя делать!» или «я соблюдаю карантин, но…».

СМИ множат число примеров неподобающего поведения, как, например, ведущий мировой новостной портал «Бизнес инсайдер», впавший в искушение воспользоваться обличительной волной, едва ли не более заманчивой, чем само новое словечко, — считает «Тан». Американский новостной сайт указывает на то, что ковидиотизм теперь завоёвывает политическую сферу. Так, некоторые из политиков не скупятся на рукопожатия в надежде на то, что это принесёт им голоса после того, как пандемия завершится».

«Всё потому, что глупость заразна», — иронизирует американское издание «Нью-Йорк пост». «И из-за того, что нельзя представлять происходящее в карикатурном виде» —, считает лондонская газета «Таймс». «Не только молодые люди прикидываются глупее, чем они есть на самом деле. У ковидиотизма нет возраста», — заключает «Тан».

Герои или изгои?

Каждый вечер жители европейских городов открывают окна и выходят на балконы, аплодируя врачам, которые, рискуя сосбтвенной жизнью, спасают чужие. Об их героизме постоянно пишут СМИ и пользователи социальных сетей. Все, кажется, понимают, как нелегко сейчас работникам больниц.

Но некоторые врачи не знают покоя ни на работе, ни дома. «Я поражена: людская глупость очень огорчает. У меня нет слов…», — цитирует агентство «Рейтер» Софи Рэнальди, медсестру из Тулузы, рассказавшую о своей ситуации в «Фэйсбуке». Вернувшись домой, она обнаружила на двери записку от соседей с просьбой покинуть жильё: «Учитывая вашу профессию, можете ли ради нашей безопасности не трогать двери в местах общего пользования и, по возможности, даже переселиться в другое жилище? И ещё выгуливать вашу собаку подальше? Не воспринимайте это на свой счёт, но мне кажется, что и я лично, и другие соседи так будем чувствовать себя в большей безопасности”.

Французская полиция предупреждает: авторам таких записок грозит штраф до 7500 евро и заключение на срок до шести месяцев. Так, на юге страны, в регионе Окситания, недавно было начато предварительное расследование после того, как медсестра подала жалобу на владельцев дома. Женщина снимала первый этаж в частном здании вместе с мужем, детьми и матерью. Хозяева, живущие на втором этаже, отключили им воду, электричество, обрезали телевизионную антенну. Начали шуметь по утрам, дабы заставить семью съехать. После этого медсестре и её родным пришлось искать новый дом, и сейчас все они живут по отдельности.

Помимо этого, французские врачи жалуются на то, что всё чаще становятся жертвами вандализма: неизвестные бьют стёкла их машин, крадут маски, перчатки и другие средства индивидуальной защиты. Из-за этого многие медики во Франции сейчас стараются отклеивать от стёкол автомобилей специальные значки-пропуска, на которые имеют право работники здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Next Post

Чешские каратели в России: «Мне дали самовар за расстрел 12 русских на Алтае в Кошелёво»

Пн Апр 13 , 2020
Памятники убийцам наших крестьян усеяли половину России. А кому они нужны? Post Views: 697

Рубрики