15 февраля с отчетом о работе российского министерства иностранных дел в Государственной Думе выступил глава ведомства Сергей Лавров. В ходе обсуждения от имени парламентской фракции КПРФ выступил заместитель Председателя ЦК партии Дмитрий Новиков. Он представил позицию парламентской фракции КПРФ по целому ряду актуальных проблем.
Публикуем полный текст выступления Д.Г. Новикова в Государственной Думе. Напомним, что он является первым заместителем председателя парламентского Комитета по международным делам.
— Уважаемые коллеги!
Сила и эффективность внешней политики никогда не определяется одним только талантом дипломатов. Вот и я буду говорить, не сводя дело к задачам и функциям министерства иностранных дел.
Время переживаем сложное, даже суровое. Это время не для истерик. Оно не для того, чтобы посыпать голову пеплом. Пепел способен застилать глаза и затуманивать мозги. А сейчас особенно важно сохранять ясность мысли, хладнокровие при принятии решений, способность спокойно и уверенно действовать. Но это не означает, что нужно откладывать на потом принципиальные выводы и оценки. Напротив, опираясь на них и нужно строить свою политику.
Самое время с высоких государственных трибун признать, что дипломатия Шеварднадзе и Козырева нанесла стране колоссальный ущерб. Это время заявить, что российские политики сделают всё, чтобы такое больше не повторилось. Пора освободить и концептуальные основы российской внешней политики, и её повседневную практику от козыревщины полностью.
Политика прагматизма, защиты национальных интересов – это не та политика, которая делает вид, что идеологий не существует. Многополярный мир не строится на балансе интересов элит. Все, кто пойдут вперёд, уповая на это, однажды окажутся в тупике. Многополярный мир можно построить только на балансе интересов народов. А глубинные, подлинные интересы народа, это интересы трудящегося большинства. Именно поэтому везде и всюду, особенно там, где сохраняются элементы реальной демократии, политический процесс всегда будет поднимать к вершинам государственной власти представителей левых сил. Последний пример – избрание Лулы президентом Бразилии.
Подчёркиваю, что левые – это те, кто отстаивают интересы рабочего, крестьянина, интеллигента, интересы человека труда. В этом суть политики левых сил. Это важно и нужно подчеркнуть, учитывая постоянную и многоликую мимикрию праволиберальных политиков. Подыгрывая им, правые консерваторы охотно объявляют этих правых либералов левыми радикалами. И такая целенаправленная путаница понятий – не безобидна…
Украина. Почему Западу потребовалось взращивать всю эту агрессивную нацистскую гнусь? Почему ставка на Украине была сделана на самые тёмные силы? Почему там взламывались механизмы какой-никакой буржуазной демократии? Да потому, что насадить, удержать, утвердить у власти в Киеве прозападный режим демократическими способами было невозможно.
Компартия Украины во главе с П.Н. Симоненко не блефовала, когда в своё время инициировала проведение референдума о вступлении Украины в Таможенный союз вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном. И в девяностые, и в нулевые годы там были сильны левые, просоветские настроения, настроения в пользу дружбы с Россией. Запад же не был готов ждать, когда эти настроения среди украинцев уйдут сами собой, когда «естественным путем» вымрут поколения их носителей. Эти настроения решили не пережить, а подавить. Для этого и был нужен террор. Для этого и был нужен нацизм.
А вот те, кто ходил на работу по московскому асфальту и мог принимать значимые решения – они всё ли сделали, чтобы этого не случилось? В кого только не «вкладывались» на Украине – в социалистов Мороза, в социалистов Ветренко, в прочих. Лишь бы не поддерживать Союз компартий во главе с Г.А. Зюгановым и Компартию Украины во главе с П.Н. Симоненко. Результаты такой политики будем пожинать ещё долго.
Но надо же учиться на этих уроках! По оценке КПРФ посольство Российской Федерации в Молдавии выполняет свои функции не блестяще. Вероятно, стоило бы принять меры к выправлению ситуации.
В Приднестровье только что вышел из заключения лидер Компартии Олег Хоржан. Провел в застенках более четырёх лет. А Россия смогла ли защитить этого пророссийского политика? Или левых политиков защищать не нужно, даже если они пророссийские? Пора отвечать на такие вопросы! Отвечать и понимать, что левые – это главные союзники России в формировании многополярного мира.
Сегодня Сергей Викторович Лавров говорил о готовности поддержать проведение инициируемого «Единой Россией» форума по борьбе с современными проявлениями неоколониализма. Хорошая идея. Но, во-первых, мы давно и основательно работаем на этом направлении. А во-вторых, КПРФ публично заявила о готовности провести международный антифашистский форум. Хотели бы рассчитывать на необходимое содействие в этих вопросах.
Русский язык. О его проблемах с этой трибуны сказано уже немало. С момента разрушения СССР пространство влияния русского языка в мире существенно сократилось. По некоторым оценкам оно «ужалось» вдвое. Но ставя и решая этот вопрос, следует не откладывая озаботиться и другой проблемой. Нужно хорошо понимать, кто и о чём будет на русском языке говорить. Какие мысли он станет вынашивать. Какие идеи возьмется продвигать. Какие ценности будет отстаивать.
Разве в самой России нет тех, кто мыслит и говорит на русском языке, но занимает абсолютно коллаборантскую позицию? Нам важно, чтобы изучение русского языка за рубежом сопровождалось распространением нашей культуры, её гуманистических ценностей и лучших традиций. Чтобы эта работа шла вместе с расширением числа не только по-русски говорящих, но и дружески расположенных к нашей стране, симпатизирующих ей. И эта проблема тоже далеко не только для работы МИДа.
Ясно, что для решения таких задач необходимы инструменты. У нас с вами есть Россотрудничество. Возможно, коллеги, кому-то в его работе что-то не нравится. Но есть ли у вас более широкие возможности и более разветвлённые структуры? Если есть, предлагайте! А если нет, то давайте развивать и совершенствовать то, что уже существует!
А как долго у нас будет сохраняться практика, когда английский язык изучается в каждой школе, а изучение испанского – большая редкость? Разве испанский язык является родным для меньшего числа людей в нашем мире, нежели английский? Да, конечно же, нет! Но министерство образования этим пока не озаботилось.
В плане развития парламентской дипломатии мы получили хороший эффект при проведении международных форумов парламентаризма. В рамках этого «большого» форума сложилась практика проведения специального парламентского формата «Россия-Африка». Эта инициатива фракции КПРФ и лично Г.А. Зюганова получила значительное признание. Нужно её развивать.
Нельзя не отметить и тот факт, что происходит высвобождение российских дипломатов, выполнявших свои обязанности в недружественно настроенных государствах. Нужно найти применение этим силам. На том же африканском континенте российских посольств нет в целом ряде стран. Отчасти закрытие там диппредставительств и сокращение их штатов – тоже козыревское наследие. Пора его решительно пересмотреть!
Наконец, несколько слов об общем уровне культуры. Мы не согласны с голосами тех, кто утверждает, что наступило время ломать старые принципы и каноны дипломатии. Что рафинированная выдержка дипломату теперь не нужна. Что это всё «не то». Что это устарело и уже не годится. Что нужен драйв, стёб, креатив и хлёсткая фраза. Извините, но это всё не про дипломатию.
Дипломатия сильна традицией и системой работы, а дипломат ценен опытом, знаниями и личной культурой, сдержанностью, выдержкой. Уверен, что традиции высокой культуры русской, советской дипломатии следует не пересматривать, а ценить и беречь. А ещё их стоит настойчиво передавать новым поколениям тех, кто служит на дипломатическом поприще!